при Президенте Республики Беларусь
На Республиканском педагогическом совете с участием Главы государства обсудили стратегические вопросы развития национальной системы образования до 2030 года
23 и 24 августа 2021 года в Минске состоялся Республиканский педагогический совет, посвященный обсуждению стратегических вопросов развития национальной системы образования до 2030 года.
Всего в совете приняли участие около тысячи педагогов, руководителей учреждений образования, республиканских и местных органов государственного управления, а также представители общественных объединений и отраслевых профсоюзов. Специалисты рассмотрели современные подходы к повышению качества образования, развитие профессионального образования в современных социально-экономических условиях, основные направления для высшей школы, дополнительное образование. В центре внимания также находились такие вопросы, как развитие инклюзивного образования, системы послевузовского образования и совершенствование подготовки педагогических кадров.
24 августа прошло пленарное заседание с участием Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко.
− Уроки усвоены. Случившиеся события предопределили глобальность тех вопросов, которые мы вынесли на этот педсовет. Нам предстоит перезагрузить систему образования. Сегодня это вопрос государственной важности. Не умаляя роль семьи, мы все с вами хорошо понимаем, что именно воспитатель и учитель стоят у истоков формирования народа как единой нации. Наука это называет национальной идентичностью. По-простому это патриотизм. В этом понятии много смыслов: любовь к Родине, уважение к достижениям прошлого, приверженность традициям, почитание старших поколений и гордость за успехи современников, стремление внести свой вклад в историю страны, − обратил внимание присутствующих Глава государства.
Он акцентировал внимание, что сегодня белорусским вузам предстоит жесткая конкуренция между собой: «У нас полсотни учреждений высшего образования − университетов, академий, институтов. В сопоставимых по территории и количеству населения странах (Швейцария, Дания, Финляндия, Израиль) вузов в 2-3 раза меньше, чем у нас. О чем это говорит? О том, что нам не избежать жесткой конкуренции среди самих учреждений в подготовке необходимых для отечественной экономики специалистов. Будьте на гребне прогресса. Дадите стране ученых, инженеров, конструкторов, других специалистов, способных создавать новые продукты и технологии, − будете работать. Нет − попадете под естественный отбор».
Александр Лукашенко заявил, что время ставит перед системой образования беспрецедентный по своей серьезности вызов. Он отметил, что с последнего подобного мероприятия прошло четыре года, причем последние два из них были непростыми и для страны, и для системы образования: «Много было испытаний. Это и пандемия, которая создала стрессовые условия и заставила на ходу перестраивать учебный процесс. Это и политические события, которые затронули работников системы образования не меньше, чем силовиков и государственных служащих. И сегодня я благодарю недрогнувших и в вашем лице всю нашу педагогическую общественность за профессионализм, преданность своему делу и гражданскую позицию, от которой зависело многое».
Также во время пленарного заседания были подняты такие вопросы, как безопасность детей в школах, излишний документооборот у педагогов, эксперименты с учебниками, непререкаемость авторитета учителя и другие. Кроме этого, участники пленарного заседания имели возможность ознакомиться с выставкой эффективных педагогических практик и творческих достижений педагогов «Опыт, творчество, инновации».
23 августа в рамках Республиканского педагогического совета на базе университетов, школ и других учреждений образования страны была организована работа 13 секций и тематических столов. В мероприятии приняло участие руководство Академии управления – ректор Вячеслав Данилович и первый проректор Ольга Солдатова.
Вячеслав Данилович участвовал в работе тематической секции «Развитие системы непрерывной подготовки кадров в условиях цифровизации общества», которая проводилась в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники. Участники секции – представители Министерства образования, ректоры и проректоры белорусских университетов − делились опытом непрерывного образования и обсуждали новые подходы к вступительной кампании в учреждениях высшего образования.
В работе тематической площадки «Высшее образование: национальный диалог 2021», организованной на базе Республиканского института китаеведения им. Конфуция БГУ, приняла участие первый проректор Ольга Солдатова и представила доклад на тему «Аксиологические акценты системы подготовки управленческих кадров в условиях современных вызовов белорусскому государству».
– Сегодня, обеспечивая суверенитет и национальную безопасность, белорусское государство противостоит угрозам во всех сферах – от политического вмешательства и шантажа, экономических санкций и военных вызовов, попыток подорвать ситуацию изнутри до угроз нашим ценностям и исторических фальсификаций, – словом, всему тому, что составляет арсенал «гибридных войн» и «цветных революций», – отметила первый проректор.
Также Ольга Солдатова подчеркнула, что требования к современному руководителю возрастают: «Сегодня это должны быть специалисты, обладающие широким кругозором, способные определять стратегические задачи и приоритеты, оценивать последствия принимаемых ими решений и нести за них ответственность, способные оперативно реагировать на любые изменения ситуации в политической, экономической, социальной и иных сферах, готовые вырабатывать и аккумулировать инновационные идеи, необходимые для развития страны, территории, отрасли, предприятия (организации) и умеющие их реализовать на практике».
Первый проректор акцентировала внимание на том, что «при существующем многообразии образовательных программ в сфере управления необходима унификация и конкретизация социально-личностных и профессиональных компетенций, обеспечивающих соответствие выпускников требованиям, предъявляемым к современным управленческим кадрам, о которых говорилось ранее».
В завершении выступления Ольга Солдатова предложила разработать Концепцию управленческого образования в Республике Беларусь и обратила внимание на «особое значение при обеспечении подготовки управленческих кадров работы с профессорско-преподавательским составом как в рамках совершенствования их профессиональных компетенций, так и по идеологическому вектору: научить будущих управленцев быть патриотами своей страны могут только преданные государству педагоги».
Кроме этого, доклады по теме представили ректоры и проректоры Белорусского национального технического университета, Международного университета «МИТСО», Полоцкого государственного университета, Белорусского государственного медицинского университета и Белорусско-Российского университета. На примере своих учреждений образования участники поделились опытом организации учебной деятельности и выступили с предложениями по совершенствованию образовательного процесса.
По материалам БелТА, официальных сайтов Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, Белорусского государственного университета, ПРЕСС-ЦЕНТР
Фото БелТА, официальных сайтов Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, Белорусского государственного университета
Читайте
также



