при Президенте Республики Беларусь
«Важнейшим навыком для слушателя является способность к обучению на протяжении всей жизни»: Владислав Щепов о кафедре государственной экономической политики, научной деятельности и учебном процессе
Кафедрами Института государственной службы ведется активная работа по переподготовке и повышению квалификации слушателей, в том числе лиц, включенных в резерв руководящих кадров, перспективный кадровый резерв по специальностям, предусмотренным специальным разрешением на право осуществления образовательного процесса. Во время обучения слушатели получают багаж актуальных знаний, которые с пользой применяются ими в профессиональной деятельности.
В рамках проекта «30 историй» мы побеседовали с заведующим кафедрой государственной экономической политики Владиславом Щеповым о специфике работы возглавляемой им кафедры, вопросах качественной подготовки слушателей и профессиональном пути.
«30 историй» — спецпроект ПРЕСС-ЦЕНТРА к 30-летию со Дня образования Академии управления. В течение года мы выпустим 30 интервью, в которых познакомим вас с людьми, связавшими свою жизнь с Президентской академией. О настоящем и будущем, о сделанном и запланированном – в нашем спецпроекте.
Об основных направлениях деятельности кафедры
– Кафедра государственной экономической политики отпраздновала свой первый день рождения 2 сентября 2019 года, когда руководством Академии управления было принято решение о ее создании. Перед кафедрой была поставлена задача подготовки высокопрофессиональных, высоконравственных, компетентных специалистов для органов государственной власти и управления, обладающих необходимыми системными компетенциями для решения политических, социальных, экономических задач, ориентируясь на стратегические цели социально-экономического развития белорусского государства.
Сегодня наша кафедра является выпускающей по четырем специальностям: «Государственное управление национальной экономикой», «Инновационный менеджмент», «Информационно-аналитическая работа в системе органов государственного управления», «Управление государственными информационными ресурсами». На 2019-2020-й учебный год за кафедрой закреплены 52 учебные дисциплины.
Для обеспечения высокого качества обучения активно взаимодействуем с республиканскими и местными органами государственного управления, ведущими вузами, научными, коммерческими и общественными организациями, экспертами. Обеспечивать практикоориентированный учебный процесс с учетом актуальных достижений науки помогают три инновационные площадки кафедры, функционирующие на базе Минского областного исполнительного комитета, Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь и Белорусского инновационного фонда.
Большую роль в деятельности кафедры и обеспечении качественного учебного процесса играют научные исследования, проводимые коллективом. Они направлены на формирование эффективной экономической политики государства в условиях международной интеграции и динамично изменяющейся макроэкономической среды. Результаты научно-исследовательской работы, проводимые в том числе в сотрудничестве с зарубежными коллегами, используются в деятельности органов государственного управления, государственных учреждений и организаций, внедряются в процесс переподготовки и повышения квалификации кадров.
О благодарности преподавателям
Значительная часть слушателей обучается по заказу органов государственного управления, государственных учреждений и организаций. Как правило, они уже имеют за плечами значительный практический опыт и высшее образование. Поэтому их целями становятся, прежде всего, получение дополнительных возможностей для кадрового продвижения в своей или вышестоящей организации, расширение спектра будущей профессиональной деятельности. И мы помогаем слушателям этих целей достичь, а воспринимают эту помощь с благодарностью. Во время и после окончания обучения мы слышим от них слова признательности, прежде всего за те новые знания, практический и жизненный опыт, которые профессорско-преподавательский коллектив и приглашенные эксперты дают им в процессе обучения, при проведении лекционных и выездных занятий, круглых столов, деловых игр. Особо слушатели подчеркивают значимость открытого диалога, который возникает в процессе занятий, который позволяет обмениваться знаниями и опытом с преподавателями, руководителями и специалистами организаций реального сектора экономики, а также и однокурсниками, которые зачастую сами уже являются экспертами в определенной сфере.
О важности мотивации и необходимости непрерывного обучения
Несмотря на то, что наш профессорско-преподавательский состав прикладывает все усилия для того, чтобы слушатель получил максимум пользы от каждого занятия, стоит понимать, что в первую очередь подготовка любого специалиста и руководителя зависит от его мотивации, желания получить новые актуальные знания и умения.
Сегодня сфера государственного управления предъявляет высокие, я бы даже сказал «жесткие» требования к профессиональной подготовке и уровню квалификации госслужащих. Мы живем в динамичную эпоху, когда постоянно происходят изменения в нормативно-правовой базе, технологиях управления и производства, обостряется конкуренция как внутри страны, так и на мировом рынке. По этой причине важнейшими качествами для современного выпускника являются способность к обучению на протяжении всей жизни, адаптивность и стрессоустойчивость, умение анализировать реальную ситуацию, вырабатывать и реализовывать эффективные управленческие решения на основе системных знаний и практических навыков в определенной профессиональной области.
Учебный процесс в Академии управления направлен на то, чтобы человек, окончивший обучение, был всесторонне подготовлен к выполнению своих должностных обязанностей на высоком уровне.
О планах кафедры на будущее и ее работниках
Прогнозирую, что потребность нашей страны в высококлассных специалистах в сфере государственного управления и экономики будет постоянно расти. Поэтому одна из важнейших задач кафедры – учитывать этот спрос и современные тенденции в обеспечении качественной переподготовки и повышения квалификации. Например, в образовательном процессе нужно расширять применение информационно-коммуникационных технологий, активных и практикоориентированных форм и методов обучения, а также более энергично внедрять результат научных исследований. Мы уже сейчас при формировании учебных программ принимаем во внимание процесс цифровой трансформации национальной и мировой экономики, необходимость повышения эффективности государственного управления и регулирования, обеспечения конкурентоспособности экономики страны.
Конечно, за всеми планами и достижениями нашей кафедры стоит работа ее коллектива. Каждый его представитель – это часть сплоченной команды, движущейся к поставленной цели. И это движение основывается на взаимной поддержке и сотрудничестве, обмене опытом и знаниями.
О начале собственного пути в системе образования
Наши школьные учителя были требовательными и строгими по отношению к своим ученикам, считали важным каждый предмет без исключения. Поэтому и мы относились ответственно к учебе, старались все усвоить как можно лучше.
С детства я был очень любопытным, тянулся к знаниям. В школе участвовал во всех олимпиадах, которые предлагали. Благодаря нашим прекрасным учителям хорошо знал математику, интересовался физикой. Но становление суверенной Беларуси, сопровождающееся бурными социально-политическими и экономическими процессами, вызвали большой интерес к экономическим специальностям. Поэтому окончив школу с золотой медалью и сдав один вступительный экзамен по математике, я в 1993 году поступил на престижный экономический факультет Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины, с которым связал свою судьбу на долгие годы.
После первых двух недель обучения на новой для университета и страны специальности «Экономика и управление производством» пришло понимание, что попал в свою стихию. Студенческие годы оказались по-настоящему счастливыми и насыщенными событиями. На факультете трудились талантливейшие преподаватели, которые влюбили меня в экономику с первых дней. Благодаря высоким проходным баллам и престижности специальности в нашей группе собрались сильные студенты, которые испытывали неподдельный интерес к знаниям. Учеба оказалась интересной. В аудитории на вопрос преподавателя всегда поднимался лес рук, а практические занятия сопровождались оживленными дискуссиями о социально-экономическом и политическом развитии нашей страны, теоретических основах и прикладных проблемах становления государственных институтов. В то время перемен мы познавали новое совместно с нашими преподавателями, региональными властями, политиками.
Примерно со второго курса я занялся научной работой. Публиковал статьи, участвовал в международных конференциях. В нашем учреждении образования у профессорско-преподавательского состава существовала традиция выбирать наиболее усидчивых и перспективных студентов, а затем постепенно готовить их к преподавательской работе. На мою учебу обратила внимание декан экономического факультета. Она предложила распределиться на кафедру экономики и управления производством. Я согласился. Так началась моя карьера в системе образования.
Преподавательскую деятельность сочетал с учебой в аспирантуре. Довольно быстро пришло осознание, что преподавать гораздо тяжелее, чем учиться. Хороший преподаватель должен преподносить своим ученикам только свежую и актуальную информацию. До сих пор приходится прикладывать множество усилий, чтобы дать студентам и слушателям такие знания, которые они смогут реально применить в жизни. Особенно сложная задача – подготовка учебного материала для слушателей, которые имеют большой практический опыт и высшее образование. Преподаватель должен постоянно анализировать процессы, которые происходят в стране, в мире, изучать научные и статистические материалы, нормативную базу.
Далее, после 5 лет работы на кафедре, защитил кандидатскую диссертацию по специальности 08.00.01 – Экономическая теория по теме «Макроэкономическая стабилизация в условиях переходной экономики (институциональный аспект)». Работал заместителем декана факультета по учебной работе. В 28 лет стал деканом экономического факультета – в 2004 году, одним из самых молодых деканов в то время в Республике Беларусь. Проработал в должности декана самого крупного в университете экономического факультета (численность студентов на факультете доходила до 1100 человек) более 8 лет.
О работе депутатом Палаты представителей Национального собрания и знакомстве с Академией управления
В 36 лет участвовал в парламентских выборах и был избран депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. В Палате представителей работал заместителем председателя, а затем и председателем Постоянной комиссии по экономической политике. В комиссии рассматривались вопросы законодательства о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования; прогнозировании социально-экономического развития Республики Беларусь, программах, концепций развития всей страны и регионов; об инвестициях; о ценообразовании; о свободных экономических зонах и другие. В рамках указанных компетенций разрабатывались проекты законодательных актов, которые принимались в соответствии с установленной процедурой. Кроме того, как депутат участвовал в международной деятельности Парламента и активно работал в избирательном округе.
Поменяв вид профессиональной деятельности, я вскоре понял, что не могу обойтись без преподавательской работы. Опыт взаимодействия с Академией управления (еще в 2005 году я проходил стажировку на кафедре теории и практики государственного управления после открытия в 2005 году в Гомельском государственном университете имени Франциска Скорины специальность «Государственное управление), а также специфика моей профессиональной деятельности определили мой дальнейший выбор: я пришел работать на кафедру экономики организаций, которая для меня была профильной.
Для работы в Палате представителей нужна очень сильная юридическая подготовка. Поэтому в 2016 году окончил магистратуру Академии управления по специальности «Правовое регулирование управленческой деятельности в социальных и экономических системах». В декабре 2019 года стал заведующим кафедрой государственной экономической политики Института государственной службы.
О самооценке и главных ценностях
Человек не может стоять на месте и тешить себя полученными результатами. Секрет движения вперед очень простой: оценивай себя и свои возможности адекватно, старайся оправдывать доверие и качественно исполнять свои обязанности.
Конечно в любом движении должен быть смысл, цель. Роль родителей состоит в том, чтобы дать возможность ребенку попробовать себя в разных видах деятельности, сформировать потребность в развитии, в формулировании своих личных целей. В любом возрасте люди не должны привыкать к тому, что за них что-то сделают, должны быть самостоятельными, должны уважать чужой труд. Я верю, что если есть желание, если не лениться, то можно многого достичь.
Сегодня могу назвать себя счастливым, потому что мне нравится моя работа, рядом есть родные и близкие, хороший коллектив и я живу в мирной и прекрасной родной стране.
О юбилее альма-матер
Убежден, что эта дата действительно много значит для каждого, кто как-то связан с Академией управления. Мы должны всегда действовать в авангарде и приумножать наши достижения.
Литвин Виктор, ПРЕСС-ЦЕНТР
Фото из личного архива
Читайте
также



