при Президенте Республики Беларусь
«Современному идеологу нужно владеть методом убеждения и косвенного стимулирования»: Светлана Валаханович в спецпроекте «30 историй»
Для студентов во время обучения и работников Академия управления становится вторым домом, ведь в стенах учреждения образования они проводят значительную часть времени. Поэтому для них ежегодно организуется огромное количество мероприятий, которые не только позволяют разнообразить досуг и расслабиться в неформальной обстановке, но и раскрыть свои таланты. С 2013 года работу по подготовке мероприятий, а также по формированию у участников образовательного процесса гражданско-патриотической позиции, ценностных установок и целостного мировоззрения в Президентской академии осуществляет управление идеологической и воспитательной работы. В рамках спецпроекта Пресс-центра «30 историй» мы поговорили о работе со студентами, мотивации заниматься выбранной деятельностью и исполнением желаний с начальником управления – Светланой Валаханович.
«30 историй» — спецпроект ПРЕСС-ЦЕНТРА к 30-летию со Дня образования Академии управления. В течение года мы выпустим 30 интервью, в которых познакомим вас с людьми, связавшими свою жизнь с Президентской академией. О настоящем и будущем, о сделанном и запланированном – в нашем спецпроекте.
− Давайте начнем с того, кем вы мечтали быть в детстве и исполнилась ли эта мечта?
− Многие увлечения моего детства, которые соприкасались друг с другом, нарисовали мне мою мечту. Детство прошло в военном городке в Ружанах, где служил мой папа. Там я вместе с младшей сестрой посещала танцевальный кружок в Доме пионеров, любила выступать на сцене. А в свободное время рассаживала куклы и любимые игрушки для проведения уроков. Учила их рисовать, читать, писать, рассказывала им истории, которые сама сочиняла, просила меня внимательно слушать, а тех, кто плохо себя вел, наказывала. Моя сестра поступила в Минское хореографическое училище, после чего я имела возможность часто посещать балетные спектакли. И тогда для себя решила, что буду балетным критиком. Когда училась в Минском институте культуры (наст. – Белорусский государственный институт культуры и искусств) мои материалы активно печатались в газетах «Вечерний Минск», «Во славу Родины», «Учительская газета», «Культура». Одна из моих любимых публикаций появилась, когда сыну было два года, называлась «Баба Яга не страшнее боевика, или защитите детство сказкой». В ней я делилась с читателями секретами воспитания и развития ребенка. А итогом всех моих увлечений явилось исполнение желания – я начала преподавать.
− А расскажите о своем профессиональном становлении. Как так получилось, что сегодня вы занимаете должность начальника управления идеологической и воспитательной работы?
− У меня действительно интересно сложилась профессиональная жизнь. Детская мечта сеять разумное, доброе, вечное начала воплощаться с 1989 года, когда я вошла в студенческую аудиторию. На кафедре теории и организации управления культурно-просветительской работы Минского института культуры, куда меня пригласил заведующий кафедрой Алексей Степанович Зубра, я делала первые педагогические шаги. Затем поступила в аспирантуру, была Президентским стипендиатом, внедряла научные разработки в спецкурсы, которые преподавала в Белорусском педагогическом институте имени Максима Танка, в Институте современных знаний. В 1999 году защитила кандидатскую диссертацию под руководством кандидата психологических наук, доцента Михаила Захаровича Яновского. Была переведена на кафедру психологии и педагогики, на которой преподавала до 2003 года.
В Академию управления меня пригласил заведующий кафедрой психологии управления доктор психологических наук, профессор Леонид Абрамович Пергаменщик: я выступала оппонентом в Минском институте культуры по кандидатской диссертации, а после защиты Леонид Абрамович предложил возглавить Центр психологии управления, который занимался не только практической работой, но и научными исследованиями. Один из эффективных проектов, который пришлось реализовать, – трехгодичный проект «Школа молодого лидера», в котором обучались не только студенты Академии управления, но и студенты из других вузов, прошедшие отбор. Со многими из них я до сих пор поддерживаю дружеские и деловые отношения.
Также работала в НИИ теории и практики государственного управления: заведовала сектором психологии госуправления, активно участвовала в научных исследованиях. Одно из них – «Разработать модель системы развития кадрового потенциала государственного управления в Республике Беларусь» под руководством профессора Игоря Ивановича Ганчеренка. Результатом научной работы было издание учебного пособия «Эффективность деятельности руководителя: схемы и комментарии», пособия «Организационная культура государственного служащего» в соавторстве с Ниной Степановной Березиной. Также я преподавала на кафедре психологии управления, имела учебную нагрузку в Институте государственной службы и в Институте государственного управления. В 2007 году мне предложили активно включиться в психолого-педагогическую работу со студентами и возглавить совершенно новое структурное подразделение – Центр социально-психологической работы Института государственного управления. Будучи человеком мобильным и по типу темперамента динамичным, я согласилась. Первым и значимым проектом был совместный с Минским городским исполнительным комитетом проект «Минская смена. Лидер года», в котором на протяжении девяти с половиной лет принимали участие лучшие студенты Академии управления и учреждений образования Минска. Многие из разработанных социально значимых проектов были реализованы на практике. Темы проектов самые разнообразные: от «Повышения эффективности деятельности детско-юношеских клубов по общей физической подготовке путем создания базы данных, доступной для общего пользования» до «Формирование Минского городского регистра доноров костного мозга и стволовых клеток». Студенты смело брались за разработку и воплощение актуальных и сложных проектов. А в июле 2014 года Анатолий Николаевич Морозевич, ректор Академии управления подписал приказ о назначении меня на должность начальника управления идеологической и воспитательной работы. Вот так я и возглавила этот ответственный участок работы.
− Скажите, а за время вашей работы Академия управления изменилась?
− В Академии управления я с марта 2003 года. В первый год с головой погрузилась в совершенно незнакомый участок работы, может поэтому и не было времени на рефлексию. Адаптация происходила быстро, надо было сразу включаться в процесс. Много времени ушло на самообразование, изучение литературы по государственному управлению, на повышение квалификации. Но что удивительно, запомнилось мероприятие, посвященное празднованию Международного женского дня. На сцене выступал мужской хор, а женщины, сидящие в зале, подпевали песню «Первым делом, первым делом самолеты…». Иногда кажется, что это было вчера, а уже пролетело более 17 лет. Каждый новый участок работы и был переломным моментом, требовал мобилизации внутренних ресурсов и самоорганизации. Сегодня в Академия управления больше внимания уделяется международному сотрудничеству с зарубежными вузами-партнерами. Четко выстраивается направление работы с использованием современных компьютерных и коммуникативных технологий. Проводятся вебинары, скайп-лекции с участием экспертов в области государственной службы, с представителями стран Восточного партнерства. На всех академических кафедрах есть инновационные площадки. Обучающиеся на практических выездных занятиях знакомятся с методами разработки и реализации на практике современных технологий в разных сферах деятельности: государственной службы, промышленности, банковской сферы, IT-сферы. Академия находится в постоянном совершенствовании и развитии.
− Что вас мотивирует приходить каждый день на работу?
− Увидеть плоды в воспитательной работе уже во многом сформировавшихся личностей довольно сложно, а тем более оценить ее эффективность, ведь вкладываешь много энергии, знаний, умений и навыков, но очень многое остается за скобками. Приходя на работу, включается механизм самоорганизации и желание спланировать рабочий день максимально эффективно. Считаю: то, что хорошо спланировано, наполовину сделано. Конечно, не всегда удается следовать намеченному плану, так как поступают самого разного рода распоряжения, касающиеся подготовки срочных документов, выездных мероприятий, участия в инструктивных совещаниях. Мотивирует прежде всего интерес к работе, возможность воплощать на практике новые проекты и, конечно же, возможность творчески взаимодействовать со студентами, которые постоянно подбрасывают интересные идеи. Их огонь и задор являются значимым толчком в работе.
− А какие основные задачи стоят перед вами и другими сотрудниками управления идеологической и воспитательной работы?
− Важным в работе управления является комплекс мероприятий по своевременному доведению и разъяснению политически значимой информации обучающимся и работникам при проведении единых дней информирования. Первокурсникам и иностранным студентам помогаем адаптироваться к новым условиям учебно-воспитательной и образовательной деятельности. Здесь приходят на помощь старшекурсники, которые много времени уделяют реализации таких проектов, как «Студенческий куратор», «ФОРТ АУ», «Визитка», «Куратор ТВ». Большое внимание уделяется оказанию социально-психологической помощи и повышению уровня психологической культуры у обучающихся. В течение года проводится более 300 индивидуальных консультаций по самым разным запросам. Кроме этого, проводим торжественные мероприятия к знаменательным датам, организовываем занятия для кураторов групп по основам социально-психологической работы со студентами, методам формирования и диагностики студенческих групп, апробируем диагностический материал по выявлению лидерских качеств, профессиональных склонностей и готовности к деятельности в сфере государственного управления. В проведенных исследованиях в этом учебном году приняли участие 2019 студентов. По результатам опросов составляются аналитические справки, проводятся психолого-педагогические консультации. Воспитатели совместно со студенческим советом общежития организовывают досуг обучающихся, много времени уделяют формированию культуры быта. Чтобы сформировать личностно зрелого специалиста, надо приложить много усилий не только в учебной, но и во внеучебной деятельности, чем мы и занимаемся.
− Какие события вы можете выделить, как наиболее значимые и результативные для вашего управления за последний год?
− Особо запомнился визит представителей Северо-Западного института управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, когда для гостей мы организовали встречу со студенческим активом Института управленческих кадров и круглый стол «Внеучебная и спортивная деятельность как предпосылка готовности студентов к самореализации в профессиональной сфере». В круглом столе также приняли участие заведующий кафедрой физической культуры Ирина Лосева и доцент кафедры Евгений Кулинкович. Визит гостей завершился посещением тематического вечера «Диалог культур». Начальник управления по работе с молодежью и спорту Оксана Шубина поделилась опытом и рассказала о значимых проектах, которые проводятся в их институте. По результатам встречи договорились о совместном проекте «Международная школа молодежных инициатив» для лидеров органов студенческого самоуправления. Была разработана Концепция и план мероприятий, который, надеюсь, мы реализуем совместными усилиями. В апреле сотрудники управления вместе с первичной профсоюзной организацией студентов совместно с белорусским дизайнером Анастасией Фалькович и фондом имени Преподобной Ефросиньи Полоцкой изготавливали маски и защитные костюмы в помощь медицинским работникам. Ярким и запоминающимся стал конкурс красоты и артистического мастерства «Мисс и Мистер Академии управления – 2020», который в Президентской академии проводился впервые и собрал более 300 зрителей.
− Каким вам видится будущее вашего управления?
− Уже на следующий учебный год мы спланировали ряд проектов, которые будут направлены на формирование управленческих компетенций во внеучебной деятельности. В план мы включили новую форму работы − Фестиваль практической психологии, проект по формированию антикоррупционного восприятия и представлений студентов о коррупции «No corruption», круглый стол «Психолого-педагогические аспекты межкультурной коммуникации в сфере образования», конкурс талантов Академии управления − 2021. Вообще в ближайшие годы управление мне представляется как гибкая в организации планирования и при необходимости в корректировки планов структура, способная к новациям. Будем выходить на сотрудничество не только с учреждениями образования Минска, но и с зарубежными партнерами, более активно обмениваться опытом и делиться своими наработками. Совместно с обучающимися будем реализовывать проекты и программы, формировать с профессорско-преподавательским составом экспертное сообщество, приобретать опыт и обмениваться идеями с вузами-партнерами. Хотелось бы, чтобы над разработкой актуальных инновационных форм работы с молодежью, созданием мобильных проект-команд и творческой реализацией интересных и значимых для молодежи идей в управлении работали выпускники Президентской академии, лидеры органов студенческого управления.
− Расскажите, как пандемия повлияла на работу управления.
− Период эпидемиологической ситуации в стране и переход на дистанционное обучение внес свои коррективы не только в процесс обучения, но и в воспитательную работу со студентами в целом. Несмотря на удаленность студентов территориально, многие запланированные мероприятия были проведены в онлайн-формате. У нас появилось время на анализ результатов мониторинга идеологической и воспитательной работы. Это позволило при планировании на следующий учебный год внести дополнения в разработку творческих и социально значимых программ и проектов. Управление прошло внутренний аудит на степень соответствия осуществляемой в рамках СМК деятельности запланированным мероприятиям в области качества в соответствии с Политикой и целями Академии управления. Например, в интересном формате в этом году прошли Дни специальностей: на Дне специальности «Это ГУП!» студенты провели интеллектуальную викторину «Online-РАССЛЕДОВАНИЕ». День специальности «ГУЭ-СИЛА!» отличался танцевальным флеш-мобом и организацией конкурса «Бизнес идея на миллион». Во время Дня специальности «Управление информационными ресурсами» студенты провели конкурс «Я ВЕБ-ДИЗАЙНЕР, Я ТАК ВИЖУ…», Online-квиз. Педагоги-психологи занималась подготовкой онлайн-кейсов домашних заданий для тренингов личностного роста и тренинга развития коммуникативных навыков для самостоятельного изучения студентами 1-3 курсов специальности «Управление информаицонными ресурсами». Была организована онлайн-встреча с инструктором антистрессовых программ (TELEX INSTITUTE) Станиславом Венчиком, проведены тренинги «Антистресс» с использованием платформы ZOOM со студентами дневной и заочной форм обучения. Были проведены онлайн-анкетирование «Педагог глазами студентов», «Социально-психологический климат в студенческих общежитиях», онлайн–семинар «Психологическая адаптация студентов к дистанционному обучению в условиях пандемии COVID-19». В холле первого этажа был показан исторический квиз «Воспоминания о Великой Отечественной войне», приуроченный к Дню Победы.
− А как вы отдыхаете от работы? Может, есть какое-нибудь хобби, которое приносит вам удовольствие.
− В свободное время увлекаюсь терапией искусством. Это, прежде всего, танец. Сейчас есть возможность вместе с полугодовалым внуком вальсировать по квартире и получать от этого массу позитивных эмоций. Очень люблю заниматься выпечкой тортиков, придумывать рецепты крема и баловать домашних вкусностями. По возможности выделяю время на написание научных статей и чтение художественной литературы. Бывает особое настроение – и тогда я рисую или сочиняю стихи. Накануне Нового года делаю подарки своими руками, в том числе елочные игрушки.
− Вы много работаете со студентами. Какими качествами, как вы думаете, студенты Академии управления отличаются от студентов других вузов?
− Я ценю, уважаю и люблю студентов Президентской академии: они очень мобильные, быстро включаются в те формы работы, которые отвечают их интересам и потребностям, умеют себя презентовать и показать лучшие личностные и деловые качества. Я бы отнесла их к предприимчивому типу личности, которые с успехом приспосабливаются к условиям и обстоятельствам, при решении поставленных целей и задач проявляют энергию, энтузиазм, предпочитают формы работы, связанные с руководством и личным статусом, при этом очень ответственно относятся к поручениям. Наши студенты в сложных ситуациях умеют быстро сориентироваться, легко вступают в коммуникацию. Даже если они чего-то не умеют и не знают, смело берутся за воплощение, быстро погружаются в информационное поле и выдают результат, умеют работать в регламенте сжатого времени, когда нужно срочно решить задачу, проявляют высшее мастерство, за что мы всегда им говорим: «Спасибо!».
− А вы согласны с утверждением, что современные студенты стали более креативными, инициативными и активными, чем были, например, десять лет назад?
− Нужно сказать, что изменился темп жизни и соответственно многие виды и формы работы со студентами. Сегодня ребята прекрасно владеют современными технологиями, активно презентуют себя в социальных сетях. Опрос сегодняшних студентов и студентов, которые учились десять лет назад, показывает, что многие из них видят себя в должности руководителя. Они ценят высокий уровень качества профессиональной подготовки, занимаются саморазвитием и личностным ростом. Их отличает жизнерадостность и оптимизм, умение настоять на своем, не отступать перед трудностями. Они социально активны, готовы прийти на помощь тем, кому она очень нужна, любят свои идеи сразу же воплощать на практике. На поставленный ими вопрос, нужно тут же давать точный и без преамбул ответ. Сегодняшние студенты стали больше внимания обращать на свое здоровье. Они умеют контролировать и сдерживать себя, быстро обучаются деловой коммуникации. А что самое ценное, многие студенты умеют конвертировать достижения внеучебной деятельности в учебные результаты. Это их характеризовало десять лет назад и характеризует сейчас.
− Скажите, студента можно мотивировать активно принимать участие в общественной жизни или на это нужно только его собственное желание?
− У студентов очень разные увлечения, склонности, интересы, многим из них общественная работа доставляла удовольствие еще в годы учебы в школе. Поэтому, поступив в Академию управления, кто-то сам приходит в управление идеологической и воспитательной работы и предлагает свои идеи, замыслы. Таких ребят мотивирует собственное стимулирование творческой инициативы, возможность самореализации. Когда мы проводим опрос первокурсников, уже виден процент тех, кто с удовольствием будет заниматься общественной работой. Есть студенты, которые ориентированы на научную деятельность, а есть и те, кто за всем происходящим наблюдает со стороны. Мне в этом году запомнилась игра Лиги дебатов, которая состоялась 9 марта. Нам нужно было посостязаться с другими вузами. А для этого подготовить собственные команды. Ребята образовали четыре команды студентов очень легко, без какого-либо принуждения. Пришли те студенты, которым это интересно. Участвовали и первокурсники. Ребята наглядно продемонстрировали умение слаженно работать с коллегами, быстро писать эффективные речи и презентовать выступления. Они были критичными слушателями, демонстрировали смелость и уверенность в себе. Когда студентам даешь обратную связь и говоришь о том, над чем еще надо поработать, они с удовольствием приходят на консультации. Особенно популярны среди наших студентов, которые проживают в общежитиях, информационно-дискуссионные программы «Что? Где? Когда?», «Эрудит-квартет», викторины «Своя игра», «Мелотрек», «Кинотрек», тематическая игра «Угадай мелодию», секторная игра «Эрудит», которые способствуют удовлетворению познавательных интересов студентов, повышают их эрудицию, развивают навыки логического и творческого мышления.
− Как вы считаете, какими качествами должен обладать идеолог и почему именно такими?
− Как говорил Оноре де Бальзак, чтобы завоевать положение, мало одного ума, надо еще держать себя с умом. Самое главное – это нравственные качества и способность нести ответственность за состояние морали сотрудников, четкие личные ценности и умение управлять собой. Надо помнить, что каждый человек уникален и неповторим, поэтому важно найти подход, иметь высокую способность влиять и взаимодействовать с людьми, уметь гибко работать с чужими ценностями, учитывать их, вызывать у людей доверие и уважение, показывать личный пример в отношении к делу, знать современные управленческие подходы. Уметь влиять своим поведением на широкую гамму проявлений трудовой активности. Мне близка поговорка весьма древнего происхождения: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Поступки людей имеют большое влияние на судьбу человека в целом. Их эхо всегда возвращается к нам. Надо об этом помнить. Современному специалисту, занимающемуся идеологической работой, надо владеть методом убеждения и косвенного стимулирования, а не прямого нажима и приказа.
− Напоследок, что бы вы хотели пожелать Академии управления к 30-летию?
− Дорогой Академии я желаю по-прежнему преумножать деловую репутацию и повышать имидж, стать единой дружной семьей, в которой царит атмосфера взаимопонимания и корпоративный дух. Желаю всему коллективу реализовать социально значимые инновационные образовательные и воспитательные проекты, позволяющие увидеть образ будущего и приложить усилия для создания будущего. Работникам и обучающимся я желаю новых научно-педагогических достижений, творческого вдохновения, физического и душевного здоровья, оптимизма, веры в себя, постоянного профессионального совершенствования.
Ольга Корнеенко, ПРЕСС-ЦЕНТР
Читайте
также



