при Президенте Республики Беларусь
Аспекты безопасности Евразийского экономического союза обсудили в Академии управления
В Академии управления при Президенте Республики Беларусь состоялся семинар «Евразийский экономический союз: аспекты безопасности». В мероприятии приняли участие российские и белорусские эксперты, представители посольств и общественных организаций.
С докладом на тему «Безопасность в контексте евразийской экономической интеграции» выступил профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Александр Михайленко. Профессор особо отметил те риски, которые возникают при интеграции столь сильно отличающихся по уровню развития экономик, а именно: входящих в страны Таможенного союза – России, Беларуси и Казахстана – и, к примеру, намеревающегося присоединиться Кыргызстана.
Если в странах ТС средний размер ВВП на душу по паритету покупательной способности примерно одинаков и находится в районе 16-17 тысяч долларов, то в Кыргызстане он всего лишь около 2 тысяч долларов. Постоянно констатируется, что речь идет об экономической интеграции, но Кыргызстан по этому показателю не готов к ней.
Если отдельно вести речь о России, то в свете использованных против нее Западом санкций стоит оценить опыт Китая. Экспортная ориентированность российской экономики составляет больше 20% от ВВП. Для сравнения: экспортная ориентированность США – только около 9%, у Китая – 16,5%, у ЕС в целом – более 13,5%. Очевидно, что ближе всего к России по этому показателю находится Китай. А ведь в КНР, отметил Александр Михайленко, в последние годы осуществляется отказ от тотальной ориентации на экспорт и он начинает ограничиваться. Тем самым возрастает экономическая безопасность Китая в мировой интеграции.
Профессор Александр Михайленко поднял вопрос и о критериях оценки экономической безопасности в ЕАЭС. Они очень просты: через несколько лет нахождения в составе ЕАЭС ВВП стран-участниц должен значительно вырасти. Для примера он привел опыт стран-участниц европейской интеграции.
Заместитель начальника управления международного военного сотрудничества Министерства обороны Дмитрий Поверенный в докладе «Новые подходы к обеспечению евразийской безопасности» особо отметил роль сильной государственной власти для эффективной борьбы с такими угрозами, как цветные революции, незаконная миграция, наркотрафик. При этом сохраняют свое значение такие организации, как СНГ и ОДКБ, без которых борьба с подобными угрозами не будет столь эффективной. Говоря о причинах трагических событий в Сирии и Украине, одной из таковых представитель Министерства обороны назвал интернационализацию конфликта.
Начальник отдела международного сотрудничества Института пограничной службы Республики Беларусь Вадим Серебряков проинформировал присутствующих о ходе реализации указа о демаркации границы с Украиной. Демаркация 1084 километров белорусско-украинской границы финансируется, в том числе, из бюджета Союзного государства.
В выступлении заведующего кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь Сергея Кизимы был сделан особый акцент на том, что одной из главных задач евразийской интеграции является эффект масштаба. Чем большее количество людей проживает в рамках определенного интеграционного пространства, тем привлекательнее оно выглядит для потенциальных инвесторов, ориентированных на создание крупных производств, которые будут иметь высокую рентабельность только при наличии высокой концентрации платежеспособных потребителей. В связи с этим он выразил сожаление, что мы начинаем реализацию Евразийского экономического союза без Украины. Привлечение ее к плану ЕАЭС позволило бы создать такую концентрацию населения, которая выглядела бы привлекательной для многих инвесторов для организации масштабных производств.
Привлечение в ЕАЭС Армении и Кыргызстана не окажет такого эффекта, в связи с тем, что их население существенно меньше, а уровень жизни граждан значительно ниже украинского. К сожалению, необходимо учитывать и то, что в обеих странах существует проблема значительной безработицы, что после вхождения их в ЕАЭС вызовет усиленную миграцию местного населения в Россию, Беларусь и Казахстан. Вызывают серьезные опасения и проблемы борьбы с наркотрафиком, существенная часть которого из Афганистана идет в Европу через Кыргызстан. Нельзя не отметить также значительную напряженность в отношениях Кыргызстана и Узбекистана, а также Армении и Азербайджана, что сразу привносит в ЕАЭС новые геополитические проблемы, в решении которых придется принимать деятельное участие.




Читайте
также

