при Президенте Республики Беларусь
«Государственный служащий-управленец должен быть, прежде всего, патриотом своей страны»: выпускник Академии управления Валерий Климович в спецпроекте «Я-управленец»
После небольшого перерыва мы продолжаем серию интервью в рамках спецпроекта «Я-управленец». На протяжении практически 30 лет Президентская академия готовит высококвалифицированных управленцев с убежденной национально-государственной позицией. Каждый год из стен учреждения образования выпускаются талантливые специалисты и эрудированные личности, с которыми мы хотим вас познакомить. Героем сегодняшнего выпуска стал начальник главного управления организационно-кадровой работы Гродненского облисполкома Валерий Климович. Он рассказал о своем профессиональном пути, обучении в Академии управления, навыках и компетенциях, необходимых управленцу, и многом другом.
«Я – управленец» − спецпроект ПРЕСС-ЦЕНТРА, посвященный выпускникам Академии управления. Серия эксклюзивных интервью познакомит вас как с уже специалистами в своих отраслях, так и с выпускниками, получившими дипломы совсем недавно.
− Валерий Павлович, расскажите немного о себе: где родились, в каких организациях и на каких должностях работали?
− Родился в Мостовском районе Гродненской области. После окончания Белорусского государственного университета работал учителем истории в сельской школе, первым секретарем Гродненского областного комитета Белорусского патриотического союза молодежи и Белорусского республиканского союза молодежи, заместителем председателя Гродненского районного исполнительного комитета (далее – райисполком). Сейчас работаю начальником главного управления организационно-кадровой работы Гродненского областного исполнительного комитета.
− Когда и по какой специальности Вы учились в Академии управления? Вы сами решили повысить свой уровень образования или это было плановое повышение квалификации?
− В Академии управления при Президенте Республики Беларусь учился в 1997-1999 годах. Получил специальность «Управление социально-культурной сферой». Мысли о повышении уровня образования были всегда. Материализовались они во время моей работы в Мостовском райисполкоме. Предложили молодому и, на взгляд руководства, перспективному сотруднику попробовать свои силы. Поехал − поступил. Пришлось кроме тестов и экзамена по экономической теории сдавать даже экзамен по физической культуре.
− Что Вам дало обучение в Академии управления? Повлияло ли оно на Вашу карьеру, на жизнь в целом?
− Обучение в Академии управления дало возможность устранить пробелы в экономических вопросах и управленческой деятельности. Каждый руководитель должен обязательно разбираться в экономике, финансах и, конечно, в людях. Очень много встретил в Академии управления интересных личностей как среди преподавателей, так и среди слушателей. С некоторыми поддерживаю общение по сей день. Программа обучения позволяет повысить свой уровень в разных направлениях. Главное, чтобы было желание получать знания, стремиться к ним, ведь потом в жизни они очень пригодятся. Учеба в Академии управления положительно повлияла на мои продвижения по карьерной лестнице. Она стала своеобразным триггером для профессионального роста. Появилась внутренняя уверенность в своих силах, дополнительная мотивация.
− На Ваш взгляд, какими умениями, навыками и компетенциями должен обладать идеальный госслужащий-управленец?
− Из своего жизненного опыта могу заметить, что ничего идеального в мире нет, но к этому необходимо стремиться. Только тогда будет развитие. Подбор и основательная подготовка управленческих кадров является главной и весьма непростой задачей исполнительной власти. Это должны быть энергичные, ответственные, высокопрофессиональные, неравнодушные люди, имеющие активную жизненную позицию.
Сегодня от современного руководителя ждут принципиальности, аналитических взглядов на свои профессиональные задачи, грамотных стратегических подходов, а также честности и абсолютного недопущения противоправных действий. От слаженной работы кадров, эффективных действий руководителя зависит успех коллектива, а значит региона и всей страны в целом.

На мой взгляд, государственный служащий-управленец должен быть, прежде всего, патриотом своей страны. Любить Отечество, любить то дело, которым занимается. Обладать навыками психолога, уметь разглядеть в своих подчиненных сильные стороны. Дать им возможность развиваться для получения в итоге положительного результата. Уметь слушать своих работников. Находить самое важное и рациональное в их предложениях. Еще необходимо постоянно заниматься самообразованием, ни в коем случае не останавливаться на достигнутом. Время летит очень быстро, мир постоянно меняется, поэтому надо самосовершенствоваться. Создавать комфортные условия для работы, добиваться сплочения коллектива, но и, конечно, требовать надлежащего исполнения поручений. Дисциплину и порядок никто не отменял. Ведь зачастую именно они компенсируют другие незначительные недочеты в работе. Госслужащий не должен считаться со своим личным временем, своим комфортом, если того требует ситуация для выполнения поставленных задач.
− Как Вы думаете, что является самым важным в работе с управленческими кадрами?
− Самым важным в работе с управленческими кадрами считаю бережное отношение к людям. Нельзя рубить с плеча, нельзя унижать человека, даже если он не справился на каком-то этапе с поставленной задачей. Нужно разбираться, изучить причины, последствия, а затем делать выводы. Очень сложно вырастить настоящего управленца. Иногда на это уходят многие годы. Сразу ими не становятся, это достаточно длительный процесс. Здесь очень важно проявлять терпение и доверие. Без этого никак нельзя. Необходимо держать в поле зрения перспективных руководителей. Давать возможность им повышать квалификацию, проходить стажировку и, безусловно, направлять на обучение в Академию управления.
Мы исходим из того, что каждый руководитель на своем посту должен иметь обозримую перспективу развития возглавляемой организации. Иначе в коллективе будет присутствовать апатия и безнадежность. И эту науку надо постигать.
Специфика труда руководителя состоит в том, что производственные, экономические, технические и социальные задачи он решает не сам, а преимущественно воздействуя на людей, которые выполняют эти задачи. В каждом коллективе руководитель занимает особое место как лицо, несущее персональную ответственность за решение возложенных на коллектив задач, состояние и результаты его деятельности.
Управленческая деятельность руководителя многогранна, многофункциональна, разнообразна, имеет в своем составе компоненты, принадлежащие к разным, подчас далеко не сходным профессиям, а поэтому весьма сложна. Он выступает в роли и организатора (лидера), и специалиста, и администратора, и воспитателя, и общественного деятеля.
Руководитель – это особая должность, к ней нужно иметь определенную предрасположенность и тщательно готовиться. Забвение этой простой истины дорого обходится и организациям, и рядовым сотрудникам, и самим руководителям. Как правило, силой руководителя не делают.
Поэтому важнейшим условием преемственности руководящих кадров является наличие резерва руководящих кадров и организация планомерной работы с ним.
− С какими трудностями в своей работе Вы сталкиваетесь чаще всего? Как справляетесь с ними?
− Все трудности и проблемы мы успешно решаем со своим коллективом, за это я им очень благодарен. Они все настоящие профессионалы в своей сфере. Мы работаем на доверии, и никто не допускает мысли подвести друг друга. Существует взаимозаменяемость. Возможно, часто возникают ситуации, когда за короткое время необходимо быстро и качественно выполнить внеплановую сложную задачу, используя имеющийся ресурс. Здесь главное правильно оценить возможности и способности своих подчиненных для эффективного решения проблемы.
− Бывает ли такое, что Вы чувствуете выгорание? Как «перезагружаетесь» в такой ситуации?
− Есть такое выражение: «Если Вы посмотрели в зеркало и увидели, что стали похожи на свою фотографию в паспорте, то Вам необходим отдых». А если серьезно, то очень важно в работе переключаться на разные направления деятельности. Не зря же наше управление называется организационно-кадровым.
Важно правильно спланировать свой рабочий день. Бывают, конечно, и форс-мажорные обстоятельства, но их не так уж и много. К счастью, не чувствую никакого выгорания. Очень люблю свою работу, свой коллектив. Каждый день приносит что-то новое, положительное в общении с людьми. Важен позитивный настрой и тогда все будет получаться. В свободное время с большим удовольствием еду на малую Родину к маме, где отдыхаю душой и наслаждаюсь природой.
− А чем вдохновляетесь в работе?
− На работе вдохновляюсь хорошими результатами деятельности коллектива. Будь-то удачно подобранный управленец из резерва кадров на ответственную должность или грамотные, отличные ответы на экзамене впервые поступающих на государственную службу. Особенно радуюсь за молодых людей из перспективного кадрового резерва, которые с новыми, креативными идеями получают назначения, в том числе не боятся переезжать в отдаленные районы области. Получаю удовлетворение и от качественно проведенных организационных мероприятий, когда видишь, что были задействованы тысячи людей, и каждый справился с задачей, которая была перед ним поставлена.
− Поделитесь, пожалуйста, своим секретом совмещения личной жизни и профессиональной деятельности?
− Совет достаточно простой. В любом деле необходимо соблюдать баланс. На работе надо полностью отдаваться своему делу, получать удовольствие от него, качественно исполнять свои обязанности. После работы, в выходные чаще бывать с родными, близкими людьми. Заряжаться от них хорошей, доброй энергией. Отдавать им такую же свою, и тогда будешь испытывать радость и удовлетворение от жизни.
− Что посоветуете начинающим и опытным управленцам в плане самосовершенствования и повышения собственной эффективности?
− Универсальных советов нет. Однако любому управленцу всегда надо помнить, что за ним стоят люди, и от его решений зачастую зависит их судьба. Очень нравятся слова, сказанные советским партийным деятелем Александром Аксёновым: «Главная задача власти состоит в том, чтобы делать нашу жизнь лучше, а людей добрее». Это высказывание должен помнить любой госслужащий и на своем участке эффективно претворять в жизнь. Книги, курсы, документальные фильмы, видеоуроки, советы старших товарищей и так далее каждый вправе сам выбирать для своего самосовершенствования. Однако ничто не заменит свой жизненный опыт. Остается только всем пожелать, чтобы он был исключительно положительным. Как отметил Глава нашего государства, главное богатство Беларуси − это люди, и честное, справедливое отношение к ним должно быть определяющим в работе.
ПРЕСС-ЦЕНТР
Фото из личного архива
Читайте
также



