при Президенте Республики Беларусь
«Частью общего среднего образования должны стать и шахматы»: Анатолий Клим о кафедре правового обеспечения правоохранительной деятельности, проблемных полях и научных путях
Создавать оптимальные условия в Академии управления для эффективной организации образовательного процесса было бы невозможным без кропотливого труда ее кафедр. На них возложена миссия строить учебно-методическую, научно-исследовательскую, организационно-воспитательную деятельность в соответствии с современными задачами по подготовке разносторонне образованных, высококвалифицированных специалистов.
В рамках проекта «30 историй» мы побеседовали с заведующим кафедрой правового обеспечения правоохранительной деятельности Анатолием Климом о целях его коллектива, планах на будущее и желании студентов посвятить себя науке.
«30 историй» — спецпроект ПРЕСС-ЦЕНТРА к 30-летию со Дня образования Академии управления. В течение года мы выпустим 30 интервью, в которых познакомим вас с людьми, связавшими свою жизнь с Президентской академией. О настоящем и будущем, о сделанном и запланированном – в нашем спецпроекте.
Об истории создания и направлениях деятельности
– Кафедра правового обеспечения правоохранительной деятельности является молодым учебно-научным структурным подразделением Института управленческих кадров. Свой день рождения она отпраздновала в июне прошлого года, когда было принято решение о ее создании на основе уголовно-правового блока кафедры конституционного и административного права. Таким образом, получилось решить две важные задачи – уменьшить нагрузку на кафедре конституционного и административного права, а также сделать учебный процесс более специализированным. Сегодня основная цель нашей деятельности – фундаментальная подготовка специалистов с высшим юридическим образованием в сфере государственного управления и права, формирование высокоморальной личности студента на основе выработки чувства ответственности, патриотизма, гордости за свою страну, воспитание гражданских и высококультурных качеств выпускников Академии управления.
По специальности второй ступени высшего образования «Государственное управление и право» (профилизация «Государственное управление в сфере правоохранительной деятельности») кафедра определена в качестве выпускающей. Мы даем определенные ориентиры и показываем магистрантам проблемы правоприменения в рамках дисциплин уголовно-правового блока. Также выполняем плановые и другие научно-исследовательские работы, инновационные проекты.
О профессиональных качествах и знаниях, которые нужно дать студенту
Считаю, для того чтобы подготовить хорошего специалиста, скажем, для правоохранительной системы, нужно, во-первых, обеспечить его качественную теоретическую подготовку на протяжении всего срока обучения.
Во-вторых, важно воспитать у студентов чувство патриотизма и гордости за свою Родину. Тут необходима качественная работа педагогов, которые смогут дать понимание будущей профессии, донести какими достоинствами должен обладать специалист. Отмечу, что в воспитании высокоморальных качеств активно участвует весь коллектив нашего учреждения образования. В Академии управления проводится множество различных мероприятий и акций гражданско-патриотической направленности и, наверное, их количество окажется не меньше, а может и больше, чем в других учебных заведениях Республики Беларусь.
В-третьих, необходимо развивать практические умения. Например, за кафедрой закреплена инновационная площадка на базе Прокуратуры города Минска. К третьему курсу по специальности «Государственное управление и право» формируем список желающих стать общественными помощниками (внештатными работниками органов прокуратуры) на период последних двух лет обучения. Там они будут определенное количество времени проводить вместе со своими наставниками, которые наглядно объяснят им тонкости своей профессиональной деятельности.
В-четвертых, студент обязательно должен заниматься самообразованием, поскольку наше законодательство достаточно динамично. В нем периодически происходят дополнения и изменения, одновременно совершенствуется правоприменительная практика и для тех, кто связан с правоохранительной системой, ставятся принципиально новые задачи с учетом вызовов времени. Например, возьмем одну из таких актуальных проблем, как противодействие киберпреступности. Возможно, тех знаний, которые ты получил, скажем, год назад, будет в будущем уже недостаточно, чтобы познать в совершенстве специфику раскрытия преступлений в сфере информационных технологий. Поэтому наряду с теоретической подготовкой важно желание работать над собой. Ведь сегодня мы живем в другой парадигме, нежели жили раньше. Если в советское время образование получали на всю жизнь, то теперь возрастает потребность непрерывно обучаться всю жизнь.
О научной деятельности молодежи
По моим личным наблюдениям, мода на увлечение наукой носит циклический характер. Есть периоды, когда молодежь проявляет к ней активный интерес, но потом он затухает. Многие сразу не осознают, что это очень серьезный и кропотливый труд. Путь в науке можно сравнить с марафонской дистанцией, которую преодолевает человек на беговой дорожке. Начав движение, стоит понимать, что предстоит пробежать не один десяток километров. Не каждый выдержит нагрузку. А этот забег не должен ограничиваться только защитой магистерской диссертации либо кандидатской – это и вся твоя последующая жизнь. Потребность серьезно заниматься наукой у студентов учреждений высшего образования юридического профиля проявляется в основном не во время обучения, а гораздо позже, когда есть определенный жизненный опыт, своя точка зрения и удалось на конкретных примерах почувствовать проблематику правоприменения.
К счастью, находятся лица, которых не пугают эти трудности. Большое число молодых людей, писавших под руководством наших преподавателей дипломные работы, в последующем защитили и магистерские диссертации. Многие участвуют в конференциях, круглых столах, публикуют свои работы. За последние три-четыре года сложилась неплохая тенденция в Академии управления по научно-исследовательской работе студентов по дисциплинам уголовно-правового блока. Не единичны случаи, когда наши ребята становятся победителями в Республиканском конкурсе научных работ.


О ведущих специалистах-практиках
В Академии управления нередко к учебному процессу приобщают высших должностных лиц нашего государства, работающих в различных министерствах и ведомствах. Кафедрой правового обеспечения правоохранительной деятельности с целью повышения практической составляющей обучения привлекаются ведущие работники из числа представителей Генеральной прокуратуры, Центрального аппарата Следственного комитета и иных правоохранительных органов, специалисты Научно-практического центра проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры, Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. Они преподают учебные дисциплины, которые являются стыковыми между теорией и практикой и помогают будущим специалистам лучше почувствовать проблемное поле.
Совмещать государственную службу и образовательный процесс очень сложно. И далеко не все руководители соглашаются заниматься преподавательской работой. Однако если кто-то из них действительно заинтересован в качественной смене и живет по принципу – делай как я и делай лучше меня, то у студентов появляется возможность получить бесценный опыт.
О том, каким видится будущее кафедры
Хотелось бы, чтобы на нашей кафедре трудилось больше штатных докторов наук. Надеюсь, что удастся пригласить к нам кого-нибудь из ныне действующих профессоров, которые работают в других учреждениях высшего образования. Это стало бы неплохим подспорьем для создания специализированной научной школы в Академии управления. Продолжим и дальше максимально привлекать к учебному процессу ведущих специалистов-практиков из различных министерств и ведомств.
Еще будущее связываю с активным внедрением информационных технологий. Думаю, наступит время, когда на постоянной основе станем проводить лекции в режиме онлайн с профессорами ведущих вузов других стран. Через видеосвязь будут периодически организовываться круглые столы или научные конференции. Конечно, подобный опыт Академия управления уже имеет, но хочется такой возможностью пользоваться чаще.
О выборе профессии
Первое высшее образование я получил в 1985 году, когда окончил торгово-товароведный факультет Белорусского государственного института народного хозяйства имени В.В. Куйбышева по специальности «Товароведение и организация торговли продовольственными товарами». По распределению уехал в город Брест. Случилось так, что попал в сферу торговли не в самое лучшее для нее время. Во второй половине 80-х годов начались экономические сбои, усугубился дефицит товаров народного потребления. Поработав немного, стал понимать – не все здесь осуществляется в рамках правового поля и является социально справедливым. Поэтому, когда получил предложение связать свою жизнь с правоохранительной системой, то сразу согласился, чтобы частичка законности и справедливости восторжествовала на отдельно взятой территории, на определенном объекте.
Также стоит признать, что существовала неплохая мотивация в материальном плане. В советское время специалист с высшим образованием, например, инженер или педагог, получали в среднем 120 рублей. Лейтенанты в вооруженных силах, органах внутренних дел, Комитете государственной безопасности – 220. Это позволяло отобрать лучших кандидатов. После того как я окончил Харьковские Высшие курсы МВД СССР, приступил к службе. Однако для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице возникла необходимость в получении высшего юридического образования. В 1995 году после шести лет обучения окончил юридический факультет Белорусского государственного университета по специальности «Правоведение».
О пути в науку
Моя деятельность в правоохранительных органах порой была связанна с информационно-аналитической работой. В результате появилось желание отразить в публикациях проблемные аспекты правоохранительной деятельности. Так совпало, что в этот период по инициативе тогдашнего главы МВД Республики Беларусь Юрия Сивакова был создан Научно-исследовательский учебно-методический центр. В будущем предполагалось, что это подразделение станет научно-исследовательским отраслевым институтом МВД. Конечно, нашлись люди, которые захотели уйти на данный участок работы, среди них был и я. В последующем это подразделение, к сожалению, трансформировали и передали Академии МВД. Своего научно-исследовательского института у этого министерства до сих пор нет. Хотя потребность, полагаю, есть. Надо всегда разделять науку и учебный процесс. Это не одно и то же. Сегодня те задачи, которые стоят перед правоохранительной системой или государственным органом должны базироваться на научных исследованиях. Под любое управленческое решение нужен какой-то аналитический срез, научные наработки, обоснование, аргументация, а этим как раз занимается прикладная наука.
Далее с 2003-го по 2008 год был прикомандирован от МВД к Генеральной прокуратуре Республики Беларусь в управление по борьбе с коррупцией в органах государственной власти и управления. Наряду с практической деятельностью тогда удалось собрать эмпирический материал, который лег в основу будущей кандидатской диссертации. Затем возглавил цикл социальных и общеправовых дисциплин УО «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов МВД Республики Беларусь». Здесь проработал до выхода на пенсию. В 2014 году под научным руководством доктора исторических наук, кандидата юридических наук, профессора Валерия Ананича защитил кандидатскую диссертацию на тему «Взяточничество: криминологическая характеристика и предупреждение» по специальности 12.00.08 – уголовное право и криминология, уголовно исполнительное право. В том же году поступило предложение стать преподавателем в Академии управления на кафедре конституционного и административного права, с радостью его принял.
Сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что любовь к педагогической деятельности унаследовал от своей матери. У нее большой педагогический стаж – свыше 47 лет. Все же генетика дала о себе знать. Полагаю, что это идеальный вариант, когда дети впитывают и вбирают самое лучшее от своих родителей.
О том, чем можно гордиться
Для любого ученого исследователя предметом высшей гордости всегда будут его ученики, которые являются продолжателями его идей и достижений. Греет мысль, что и те ребята, которые написали дипломные работы, защитили магистерские диссертации, но при этом не пошли дальше в науку, все равно приобрели за время обучения что-то ценное и полезное, а теперь руководствуются этими знаниями в своей практической деятельности.
Специалисты ценят научные труды, пособия, которые увидели свет в печатном виде. Например, в 2016 году по инициативе Генерального прокурора Александра Конюка на площадке Академии управления издано учебное пособие «Противодействие коррупции», в котором есть и мой вклад. В этом году оно будет переиздано и получит статус учебника.
О полезном хобби
С детства я начал заниматься шахматами, и это увлечение захватило меня на всю жизнь. Увы, они сейчас не сильно популярны. Однако хотелось бы, чтобы в нашей стране шахматам уделяли такое же пристальное внимание, как, например, в Армении, где на уровне школьного образования они стали обязательным компонентом учебного процесса.
Естественно, при этом не преследуется цель сделать каждого ученика чемпионом мира, а сформировать у детей прежде всего логическое мышление. Недаром в мире есть множество примеров, когда выдающиеся ученые связывали и связывают свой досуг с этой игрой. Сегодня многим молодым людям не хватает аналитического склада мышления. Эту проблему отчасти можно решить, если внедрить шахматы в образовательный процесс средней школы. Будущее любого государства зависит не только от развития дисциплин социально-гуманитарного блока, но и точных наук. И когда люди будут обладать определенными качествами, заметнее окажется наше движение вперед во всех сферах общества.
Виктор Литвин, ПРЕСС-ЦЕНТР
Читайте
также

