при Президенте Республики Беларусь
«Кроме тире между датой назначения и датой освобождения от должности мне удалось вписать несколько строчек». Леонид Мальцев – об армии, женщинах-военных и постоянных переездах
Сегодня наша страна отмечает славный праздник чести и доблести – День пограничника! Какими качествами должен обладать настоящий военнослужащий и каково это – быть ответственным за спокойствие страны? Об этом и многом другом мы поговорили с генерал-полковником Леонидом Мальцевым – человеком, который возглавлял Государственный пограничный комитет, а позже стал директором Института государственной службы.
Интервью назначено на 9.30 в кабинете Леонида Семеновича. Смотрю на часы, остается 10 минут до долгожданной встречи. Успеваю глянуть на вопросы, продумать ход действий. Пора! Без одной минуты стучусь и, заглянув к нему в уютный кабинет, где Леонид Семенович сидел в кресле возле компьютера с серьезным выражением лица, приветствую его (я тут бегаю по интервью, а человек озадачен своей работой). Тут же он переключается и любезно приглашает меня присесть.
Знаете, у каждого из нас в детстве была мечта кем-то стать. Первый вопрос хотела этому и посвятить, но скромный душой Леонид Семенович попросил опустить этот момент, не любит говорить о своем личном: «Личное должно оставаться личным».
– А как ваши родители отнеслись к выбору профессии? Это же призвание не из легких…
– Отнеслись спокойно. Отец – ветеран войны. Добровольцем ушел на Северный фронт снайпером в бригаду морской пехоты. Все прекрасно понимал. Директор школы Александр Семенович Жуковский посоветовал поступить в Минское суворовское военное училище. Загорелся идеей, сообщил родителям, и они меня поддержали. С их стороны было полное понимание.
– Мама сильно переживала за судьбу сына?
– Нас было пятеро детей в семье, и я был старшим. Росли в деревне, где обитал постоянный труд. В Суворовском училище обстановка была куда легче. Дома летом, например, меня будили в пять часов утра, а то и раньше: коров пасти, по хозяйству помогать. А на учебе было как в одном анекдоте: «Разрешают валяться в постели до семи утра». (смеется) Поэтому к труду я был приучен и меня это не пугало.
После окончания Суворовского училища Леонид Семенович поступил в Киевское высшее общевойсковое командное училище, где принял присягу.
– Срок службы в Советской армии действителен с момента принятия присяги, получается с 1967 года, – отмечает генерал-полковник.
– Расскажите, а какая она – армия тех времен? Сильно ли отличается от нынешней?
– Любая армия соответствует тем условиям, которые сложились в том или ином времени. Советская армия сформировалась в том периоде и следовала своим законам в защите Советского Союза и стран Варшавского договора. Белорусская армия находится в совершенно других условиях. Мы суверенное независимое государство и находимся в другой обстановке.
– Не секрет, что сейчас некоторые парни делают все, чтобы, как говорится, «откосить». Как вы к этому относитесь и как думаете, почему они не хотят служить?
– Это всегда было. Даже само выражение «откосить» сформировалось в древние времена, это не в новинку. Проблема не в самой армии, а в идеологии, отношению к понятиям Родины, патриотизма, морального духа. К сожалению, сейчас эти вещи начинают размываться. Для чего вообще создана срочная служба? Ответ прост: при необходимости стать на защиту Родины молодой человек должен быть подготовлен к правильному обращению с оружием. Нужно заниматься патриотическим воспитанием. Кроме нас никто наш клочок земли, на котором мы живем, не защитит.
– Давайте вернемся к истокам вашего профессионального пути: с какой самой трудной ситуацией вы столкнулись?
– Наверное, самая большая трудность – адаптация к новому. Уставал от постоянных переездов. Насчитал более 20 мест, которые менял (улыбается). Я переезжаю и, конечно, семья вместе со мной. Детям приходилось школу менять. Например, когда я служил на Сахалине, младший изучал немецкий язык. С переездом в Приморский край нужно было адаптироваться к английскому языку. Затем отправили в Москву, где школа была с усиленным английским. Пришлось нанимать репетиторов, чтобы переучиться. Вот это и были самые главные трудности, а все остальное в штатном режиме.
– Леонид Семенович, какими, по вашему мнению, качествами должен обладать человек, чтобы стать военным?
– В первую очередь, он должен любить свою профессию. Невозможно быть военным, если ты не патриот своей Родины. Определенно присутствие волевых качеств, умение работать с людьми. Военное дело постоянно требует работать над собой: добывать новые знания, адаптироваться к изменяющейся ситуации, быстро ориентироваться в сложно меняющейся обстановке.
Заслушалась я Леонида Семеновича и вспомнила детство. В свое время мечтала пойти в армию и стать военнослужащей. Командный голос у меня с самого рождения, да и с дисциплиной никогда проблем не было. Пришла к папе и говорю: «Пойду!». А он не пустил, сказал, чтобы выбирала себе женскую профессию. И никакие аргументы, что в Израиле, например, женщины обязаны служить в армии, не помогли. «Мы не в Израиле», – сухо и строго ответил отец.
– Как вы относитесь к женщинам-военнослужащим?
– Я придерживаюсь такого мнения, что женщина должна оставаться женщиной, а мужчина мужчиной со всеми вытекающими последствиями. Ничего нового и плохого нет в том, что женщина сейчас служит. В 1812 году женская половина даже руководила партизанскими отрядами, а в 1941 году во время Великой Отечественной войны массово служила в вооруженных силах и воевала наравне с мужчинами. Почему бы и нет, если есть желание? Например, в Военной академии готовили девушек-летчиков, а в Институте пограничной службы была открыта новая специальность. У нас на пунктах пропуска работает очень много женщин, но подготовки на уровне офицера не было. Поэтому было принято решение набрать группу в количестве 30 человек и открыть новую специальность «Пограничный контроль». Если женщина действительно любит это дело, почему бы не предоставить ей эту возможность.
– Как человек ранее возглавляющий Государственный пограничный комитет и знающий всю кухню изнутри, расскажите, в чем заключалась специфика работы в комитете?
– Государственный пограничный комитет отвечает за обеспечение пограничной безопасности страны: охрана государственной границы, пограничный контроль. Главная особенность – граница живет 24 часа в сутки, несмотря ни на какие праздники и выходные. Это очень сложная и напряженная работа. Сегодня через пункт пропуска перемещаются сотни тысяч человек. Цель пограничного комитета – вычислять и пресекать закононарушителей так, чтобы основная масса людей этого не замечала. Если всех начинаешь «терроризировать» – плохо (улыбается), если полностью предоставить свободу, то в ход пойдут наркотики, незаконная миграция и это тоже плохо. Задача заключается в том, чтобы найти эту золотую середину и народ не чувствовал этих неприятностей или как минимум понимал, что это необходимо для собственной безопасности.
– Что было сделано под вашим руководством?
– В связи с событиями в Украине дополнительно был развернут пограничный отряд в Мозыре, пограничные заставы. Началась интенсивная демаркация (см. проведение разделяющей черты) государственной границы с Украиной. Разработаны и внедрены система электронной очереди, новые средства охраны: автожиры, беспилотные летательные аппараты, сигнализационные комплексы, пункты технического наблюдения. В охране государственной границы мы перешли от принципа патрулирования к принципу реагирования.
Леонид Семенович в ходе беседы акцентировал свое внимание на том, что государственная граница охраняется Госпогранкомитетом на суше, а в воздухе Вооруженными силами средствами противовоздушной обороны.

– Граница не разделяет, а объединяет людей. Как работалось с коллегами из других государств?
– Какие бы отношения между государствами не были, есть граница и нужно поддерживать контакт, связь, отношения. Если что-то происходило, то обязательно велись переговоры. Никаких недопониманий между пограничными ведомствами не было и нет.
– Сохранились ли у вас отношения с бывшими коллегами, которые остались в пограничном комитете и продолжили там службу?
– Безусловно. Я с удовольствием интересуюсь, как проходит служба. Особенно приятно, когда ты ушел, а то, что ты сумел сделать, не просто живет, а развивается. Конечно общение не в той степени, когда я там работал, однако связь поддерживаем и укрепляем. Здесь вообще лежит диплом слушателя из погранкомитета, – с улыбкой Леонид Семенович показывает на масштабную распечатанную работу. – Так что общение не прекращается.
Что касается традиций празднования Дня пограничника, то это обязательное торжественное собрание. Главным пожеланием для пограничников служит чистая контрольная следовая полоса. Организуется возложение венков к памятникам и ряд других мероприятий.
– Леонид Семенович, в воспоминаниях явно крутятся яркие эпизоды со времен службы. Расскажите, пожалуйста, о самых интересных случаях.
– Я считаю, самое важное и интересное это то, что ты делаешь прямо сейчас. Ты уже не можешь повлиять на то, что уже прошло. Как говорится, как ты сегодня сработаешь, так и дальше будет. Самый яркий эпизод в моей жизни – это работа директором Института государственной службы (улыбается).
– А может быть, был смешной момент на границе?
– Да, про белорусского волка, который оказался миротворцем. Об этом писали в СМИ. На самом деле смешная история. Две косули столкнулись лбами прямо на белорусско-украинской границе. Усмирил хулиганов белорусский волк, который вышел из леса. Он не нападал на них, а просто пришел, пуганул и они разбежались. Его потом так и прозвали белорусский волк-миротворец (смеется).
– Через призму прожитых лет, могли ли вы себе представить, что именно так сложится ваша жизнь? Если бы существовала машина времени и была единственная возможность что-то изменить, воспользовались ли вы таким шансом? Что бы поменяли?
– Когда я поступил в Суворовское училище, конечно, я как любой военный мечтал о карьере. Если бы мне кто-то сказал, что я буду пограничником – не поверил бы, даже будучи Министром обороны. Как говорится: «Человек предполагает, а Бог располагает». Если бы у меня была возможность что-то изменить, я бы этого не делал. Я благодарен судьбе, что она именно так сложилась. Минск, Киев, Германия, Москва, Дальний Восток. Да, было сложно. Однако мне посчастливилось заниматься реформированием Вооруженных сил Республики Беларусь. Не каждому выпадает такая удача. Кроме тире между датой назначения и датой освобождения от должности мне удалось вписать несколько строчек, что немаловажно, ведь у многих сохраняется только тире.
– Ваши пожелания всем белорусским пограничникам, которые 28 мая отмечают свой профессиональный праздник.
– Главное пожелание – чистой контрольной следовой полосы (улыбается). Конечно же, здоровья, семейного благополучия, счастья в том понимании, которое каждый для себя определил. Обязательно, чтобы все задачи, которые стоят перед Государственным пограничным комитетом по обеспечению пограничной безопасности, успешно выполнялись. От этого зависит стабильность нашей любимой Беларуси.
Ольга Пирог, Пресс-центр
Фото из личного архива Леонида Мальцева (Брестская крепость, 22 июня 2001 г.)
Читайте
также



