при Президенте Республики Беларусь
«Непрерывное самообразование, создание правильных ориентиров – вот наши важные задачи»: Оксана Станкевич о кафедре конституционного и административного права, Неделе науки и профессиональном пути
Одной из первых в Академии управления в 1996 году появилась кафедра конституционного права и государственного строительства, которая позже была преобразована в кафедру конституционного и административного права. Сегодня она является выпускающей по специальности первой ступени получения образования «Государственное управление и право». В рамках проекта «30 историй» мы побеседовали с заведующим кафедрой Оксаной Станкевич о методах работы, молодых ученых и атмосфере в коллективе.
«30 историй» – спецпроект ПРЕСС-ЦЕНТРА к 30-летию со Дня образования Академии управления. В течение года мы выпустим 30 интервью, в которых познакомим вас с людьми, связавшими свою жизнь с Президентской академией. О настоящем и будущем, о сделанном и запланированном – в нашем спецпроекте.
О направлениях работы кафедры
Наша кафедра – это то базовое структурное подразделение, которое, имея определенную совокупность закрепленных дисциплин, обеспечивает осуществление по ним образовательной, научной деятельности, а также ведет соответствующую учебно-методическую работу. Эти три основных направления – неотъемлемая часть жизни кафедры, и о каждом можно говорить долго. Но это мы делаем в отчетах. А сейчас хочется сказать, что при близком знакомстве наша кафедра раскрывается как богатый красками цветущий и плодоносящий сад, в котором каждое древо – это интересное и полезное направление работы.
Миссия кафедры в Академии управления уникальна. Ее суть – в преподаваемых учебных дисциплинах. Именно конституционное и административное право – несущая конструкция специальности «Государственное управление и право», без которой подготовить юриста-управленца не представляется возможным.
Конституционному праву наша кафедра воспевает Оду и в студенческой аудитории, и на любых научных и иных собраниях. По большому счету, вся работа кафедры нацелена на формирование конституционно ориентированного правосознания будущих управленцев. Это наша «красная нить» (улыбается). Административное же право, весь административно-правовой блок дисциплин призваны сформировать правовой «арсенал» управленца. И поэтому административно-правовые нормы, их доктринальные основы, правоприменительная практика непрерывно находятся в поле зрения кафедры и тех, кого мы обучаем.
То, чего нет в названии кафедры, но о чем нельзя не сказать – это базовая дисциплина «Теория государства и права». Каждый юрист знает, что с нее (с теории) начинается юридическое образование. Преподавание теории государства и права – серьезная зона ответственности. И в этой части нам есть чем гордиться.
Оставляя за кадром еще два десятка кафедральных учебных дисциплин (пусть простят меня мои коллеги), я должна сказать, что к преподаванию каждой из них мы относимся с должной отдачей. И в этом главное – какими бы ни были направления работы, выполняют ее люди. Это они обеспечивают нашему саду уход (улыбается).
Об основных знаниях и навыках, которые необходимы конкурентоспособному специалисту
В юриспруденции важно все. На лекциях по финансовому праву, начиная каждую новую тему, я говорю о том, почему ее важно знать и нельзя пропустить, почему «из песни слов не выкинешь». Знаю, что каждый представитель нашей кафедры делает то же самое в преподавании своей дисциплины.
Во все времена ТОП-навыки юриста включали: ораторское искусство, толкование и применение законов (иных правовых актов), юридически правильная квалификация фактов и обстоятельств, составление и оформление различных юридических документов, коммуникативность. За этот минимальный «набор» мы совместно с другими кафедрами отвечаем перед обществом и государством. Однако и я, и мои коллеги в подготовке конкурентноспособного специалиста делаем упор не только на формировании юридических навыков. Непрерывное самообразование, создание правильных ориентиров (включая идеологический вектор управленческой деятельности) – вот наши важные задачи. Мы целенаправленно готовим студентов к работе в условиях, которые могут измениться в любой момент. О главном сказано в Конституции: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». На этом мы и делаем упор.
О профориентационной работе
Плоды профориентационной работы – это лучшие из лучших абитуриентов, которые становятся нашими студентами. Академический сайт регулярно сообщает о том или ином нашем мероприятии в школе, гимназии, колледже. На кафедре за это направление отвечает очень талантливый и ответственный доцент – Елена Антоновна Зорченко. Более подходящей кандидатуры на этот участок работы мне не найти. Умение заинтересовать, заразить юридической специальностью, расположить к себе, «залучить» лучших в Академию управления – это Елена Антоновна (улыбается). Бесценность этих качеств дополняется целым рядом других, не менее важных.

О практикоориентированных методах работы
Без деловых игр сложно привить многие первичные юридические навыки, о которых мы говорили. Не умаляя значение традиционных лекций и семинаров, мы ежегодно приумножаем нашу «игровую» базу. Преподаватели моделируют со студентами разные ситуации на разных курсах, закрепляя теорию, заставляя действовать. В теории права и правотворческом процессе «заседают» Парламент и местные Советы, в конституционном праве – Конституционный Суд. Административисты проводят со студентами «личный прием». Деловые игры очень оживляют наш образовательный процесс. Они помогают «разбудить» даже самого пассивного его участника. Надолго запоминаются яркие деловые игры по финансовому праву, которые ежегодно организовывает Ирина Вячеславовна Насонова. А деловую игру в форме дебатов по финансовому праву «Безналичное будущее: за и против», посвященную 25-летию белорусского рубля, мы готовили целой командой преподавателей. И она удалась на славу!


О сотрудничестве со специалистами-практиками
У кафедры с давних пор сложилась традиция тесного взаимодействия с государственными органами и учреждениями. И это заслуга первого заведующего кафедры конституционного и административного права, образованной в 2012 году, – Елены Валентиновны Семашко. Именно под ее руководством молодая кафедра заложила фундамент для сотрудничества и укрепила научно-практические связи с Конституционным Судом, Генеральной прокуратурой и прокуратурой г.Минска, Следственным комитетом, Государственным таможенным комитетом и другими государственными органами, сформировала свой безупречный имидж в ходе плодотворного научного взаимодействия с однопрофильными кафедрами университетов республики и научными организациями. Конечно, мы не стоим на месте, продолжая и развивая эти традиции. Работа кафедры в данном направления – весомый вклад в развитие Академии управления.
Без лекций Генерального прокурора, судей Конституционного и Верховного Судов, работников Следственного комитета, Государственного таможенного комитета, Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, без выездных занятий в Парламент, суды и другие государственные органы обучение в Академии управления не было бы столь привлекательным и эффективным.


Традиции тесного взаимодействия с правоохранительными органами продолжает уже другая кафедра – правового обеспечения правоохранительной деятельности, которая с 1 сентября 2019 года функционирует как самостоятельное структурное подразделение, но не без нашего участия (улыбается). Продуктом нашей совместной слаженной работы в данном направлении является ежегодный семинар «Деятельность правоохранительных органов на современном этапе: наука, образование, практика». Сегодня он является уникальной международной научно-практической площадкой, которая дает возможность ученым и практикам обсудить актуальные темы, обменяться знаниями и новыми идеями по вопросам совершенствования деятельности правоохранительных органов.
Сегодня отдельное внимание надо обратить на наше сотрудничество с Национальным центром правовой информации. Оно является наиболее организованным и продуктивным по причине того, что на базе данного научно-практического учреждения функционирует инновационная площадка кафедры. Эффективность работы инновационной площадки – зона ответственности доцента Олега Ивановича Адамюка.
Национальный центр правовой информации (Далее – НЦПИ) обогащает нашу работу и интеллектуально, и материально. Например, 24 января 2020 года представители НЦПИ провели для нас обучающий семинар по изучению новых ресурсов информационно-поисковой системы «ЭТАЛОН-ONLINE», а по результатам обучения вручили участникам карты доступа к данной системе на целый год.
На базе НЦПИ мы проводим не только выездные практические занятия, но иногда и заседания научного клуба «Aequitas».
О Неделе науки
Идея создания Недели науки появилась как ответ на высокий уровень доверия руководства Академии управления – просьбу возглавить кафедру, на которой в одном из главных вузов страны преподается конституционное право. Но важно не только то, что я задумала, а и то, что мне это позволил потенциал кафедры – это залог успеха в таких начинаниях. Здесь работают авторитетные конституционалисты, которые приняли мою идею и помогли воплотить ее в жизнь.
В этом месте нашей беседы я должна сказать слова благодарности известным в мире науки и образования Анатолию Ивановичу Кураку и Варваре Владимировне Сажиной. Их знания, опыт, надежность – важнейшие условия благополучной организации любого мероприятия на конституционно-правовую тематику. А усиление кадрового потенциала кафедры в этом учебном году (к нам пришли профессор Михаил Филиппович Чудаков и доцент Анна Станиславовна Бакун) дало возможность вывести нашу Неделю науки на качественно новый уровень. Основная же кропотливая и достаточно длительная работа по организации Недели науки ложится на наших преподавателей – Марину Васильевну Гурину, Наталию Петровну Пустовую, Артура Павловича Гасанова. Именно они приводят в движение «сложный механизм» Недели науки.
Уникальность Неделе науки придает ее формат – это целая серия ежедневных научных и иных интеллектуальных мероприятий, которые приурочены ко Дню Конституции нашей страны: и открытые лекции ведущих конституционалистов, и ежегодный Круглый стол, за которым собираются ученые и практики обсудить актуальные проблемы реализации конституционных принципов и норм, и студенческие интеллектуальные игры, конкурсы, конференции.
Когда впервые в 2017 году мы запланировали Неделю науки, я долго размышляла о ее программе. Хотелось каждый день этой Недели в буквальном смысле заполнить конституционным правом, чтобы и в Академии управления, и за ее стенами возник соответствующий конституционно-правовой «резонанс». Так и вышло. И я благодарна всем, кто помог это осуществить. С первого раза Неделя науки получилась! Родилась успешной и придала новый импульс развитию конституционно-правового направления работы нашей кафедры. Данное мероприятие уже стало нашей «визитной карточкой». Каждый год, сохраняя лучшее, мы дополняем программу Недели науки чем-то новым, не менее интересным. Формат позволяет. В этом смысле потенциал Недели науки неисчерпаем (улыбается). Он долго сможет работать на имидж кафедры и Академии управления в целом.



Но не только Неделей науки наша кафедра гордится. Есть и другие значимые мероприятия. Это, к примеру, студенческий интеллектуальный турнир по административному праву, который в этом году стал межвузовским и конкурс ораторского мастерства «Цицероний».
О молодых ученых
Студенческий интерес к науке никогда не иссякнет. Наша кафедра – яркий пример реализации потенциала молодого ученого. Например, Анна Бакун – одна из лучших выпускниц Академии управления. Сегодня это молодой, перспективный, серьезный ученый и талантливый преподаватель.
Еще один пример, которым мы гордимся, – Артур Гасанов. После окончания Академии управления успел приобрести опыт практической работы в прокуратуре, закончил магистратуру, поработал в Научно-исследовательском институте и сделал осознанный выбор. Уже третий год Артур Павлович – один из самых активных и незаменимых преподавателей нашей кафедры, наш перспективный аспирант и одновременно председатель Совета молодых ученых Академии управления.

Ежегодно мы открываем новых молодых ученых. Нам повезло, мы начинаем работать со студентами с самого первого курса и имеем возможность «заманить в наши научные сети» талантливых людей (улыбается).





Каждый преподаватель нашей кафедры с гордостью представит свою «базу» молодых и перспективных студентов, которые уже с первого курса не просто интересуются юридической наукой, а вносят в ее развитие свой посильный вклад, дают нам надежды на будущее, заряжают энергией.
Об атмосфере в коллективе
«Рабочая» атмосфера перманентно сохраняется в Академии управления в силу тех особых задач, которые решает наше учебное заведение. Кафедра в этой атмосфере функционирует всегда, а главное успешно. Секрет нашей слаженной работы, на мой взгляд, заключается в гармонии и взаимоуважении. Кафедра – это коллектив настоящих профессионалов – при этом, добрых, интеллигентных и отзывчивых людей. Здесь действительно царят взаимопонимание и взаимовыручка. Мы все разные, но в общих делах хорошо взаимодействуем и дополняем друг друга. Гармоничное сочетание опыта и инноваций, мудрости и смелых решений, науки и практики, уважение мнения каждого члена коллектива – это наш «рецепт» эффективной работы.
В большинстве своем мы – единомышленники. И в этом тоже залог слаженной работы. Идеи, рожденные в голове одного преподавателя, легко формируют в коллективе необходимую команду, которая претворяет их в жизнь, взращивает новое древо в нашем саду (улыбается).
О светлом будущем
Иначе и быть не может! У нас столько идей и планов, что этого хватит на долгие годы работы кафедры. Каждый из нас вносит вклад в ее процветание.
О выборе профессионального пути
Тривиальная история: с детства хотела стать учителем, поступила на юрфак, а, получив диплом, выбрала преподавательскую работу.
Почему юридический? В 17 лет многих на юрфак заманил авантюризм и романтизм юридической профессии. Гродненский юридический факультет закончил мой отец, это тоже сказалось на моем выборе. Всегда вспоминаю свой факультет с благодарностью, для меня он был и остается лучшим. Юрфак дал мне не только высшее образование, но и ученую степень. Это была настоящая научная школа.
О преподавательской и научной деятельности
Войти в команду тех, кто возродит юридическое образование на Полоцкой земле, – мощный стимул. В 1996 году почти накануне моего распределения Гродненский юридический факультет посетил профессор Эрнст Михайлович Бабенко – ректор Полоцкого государственного университета. Его приглашение на работу преподавателем кафедры правоведения (из которой и вырос полоцкий юрфак), звучало убедительно и заманчиво. Полоцкий государственный университет, его дух, особая энергия Полоцкой земли, многогранный, длительный и значимый для моей преподавательской жизни опыт – это то, что сформировало меня как профессионала. В Полоцком университете прошла путь от «зеленого» преподавателя-стажера до заведующего кафедрой, обогатила свою жизнь в общении с коллегами-друзьями. Именно в этом университете получила первый бесценный опыт работы с талантливыми студентами, многие из которых сегодня уже кандидаты юридических наук, а самые выдающиеся прославляют своим трудом тот же полоцкий юрфак.
Желание заниматься научной деятельностью – важно для каждого преподавателя. А для молодого преподавателя-стажера это главное условие его профессионального становления. Я целых три года размышляла о выборе научной юридической специальности для диссертационного исследования. Как на заре моей преподавательской карьеры, так и все последующие годы меня интересовали научные проблемы правового регулирования экономических отношений (в особенности финансовых). Но выбор темы для кандидатской – это сложная задача. Судьба послала мне того, кто помог определиться и сыграл ключевую роль в формировании и развитии меня как ученого. Профессор Николай Владимирович Сильченко – видный представитель юридической науки и образования нашей республики – стал не просто моим научным руководителем. Он «вдохнул» в меня науку, привил любовь к теории права и дал те ценные советы, которые до сих пор помогают. Уже многие годы на должности заведующего кафедрой один из его советов я вспоминаю чаще других: «Оксана, что бы ни происходило, просто добросовестно работай. И все будет хорошо».
Пожелание Академии управления
Быть лучшей всегда!
Ольга Пирог, ПРЕСС-ЦЕНТР
Фото из личного архива
Читайте
также



