Повышение квалификации
Повышение квалификации
Главная Сотруднику Новости законодательства

Новости законодательства

Новости законодательства

Важнейшие новости законодательства за декабрь 2013 г. – январь 2014 г.

1. Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. № 560 «О некоторых вопросах Высшей аттестационной комиссии и внесении изменений и дополнений в отдельные указы Президента Республики Беларусь» (зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь (далее – НРПА) 18.12.2013 № 1/14692)утверждено новое Положение о Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь (далее – ВАК).

Численность Президиума ВАК установлена в количестве 15 человек, коллегии ВАК – 11 человек.

В новой редакции изложен устав государственного учреждения образования "Институт национальной безопасности Республики Беларусь".

Скорректировано Положение о подготовке научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь.

В частности, закреплено, что иностранные граждане зачисляются в аспирантуру (адъюнктуру) для обучения на платной основе без сдачи вступительного экзамена по специальной дисциплине.

При этом склонность поступающего к научно-исследовательской работе, а также уровень владения языком обучения, достаточный для освоения образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры), устанавливается по результатам собеседования.

Если тема докторской диссертации относится к прикладным направлениям исследований, принятое решение о ее утверждении направляется на согласование в межведомственный экспертный совет, создаваемый Национальной академией наук Беларуси и ГКНТ. Межведомственный экспертный совет в месячный срок принимает решение о согласовании темы диссертации и определяет государственный орган, иные организации, которые заинтересованы в практическом использовании ее результатов.

Порядок организации работы межведомственного экспертного совета по согласованию тем докторских диссертаций определяется Советом Министров Республики Беларусь на основании предложений Национальной академии наук Беларуси и ГКНТ.

Указ вступает в силу 21 марта 2014 года, за исключением подп. 5.2 п. 5 и п. 7, вступивших в силу 20 декабря 2013 года.

2. 31 декабря 2013 года Президентом Республики Беларусь подписаны Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (зарегистрирован в НРПА 31.12.2013 № 1/14720) и Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве»(зарегистрирован в НРПА 31.12.2013 № 1/14721), подготовленные в рамках реализации предложений межведомственной рабочей группы, созданной для изучения проблемных вопросов в строительстве, и направлены на совершенствование законодательства, регулирующего проведение государственных закупок товаров (работ, услуг) и подрядных торгов на строительство объектов.

Указом № 590 предусматривается, что:

  • уполномоченным государственным органом по осуществлению государственных закупок является Министерство торговли;
  • если Президентом Республики Беларусь не установлено иное, при централизации государственных закупок государственным органом (организацией) для заказчиков, находящихся в подчинении (входящих в состав, систему) этого государственного органа (организации) либо акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы в его управление, а также для самого государственного органа (организации) определяется организатор при централизации государственных закупок из числа:
    • подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций либо организаций, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы ему в управление;
    • иных организаций по согласованию с государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находятся такие организации либо в управление которого переданы находящиеся в государственной собственности акции (доли в уставных фондах) этих организаций (с их согласия).

В частности, определено, что до 1 января 2015 года:

  • не допускаются к участию в процедурах государственных закупок субъекты предпринимательской деятельности, включенные в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;
  • уменьшен минимальный срок подготовки и подачи предложений при государственной закупке, ориентировочная стоимость которой не превышает 3000 базовых величин, путем проведения процедуры открытого конкурса (с 30 до 15 дней с момента размещения информации о закупке на официальном сайте).

Кроме того, предусматривается упрощение механизма использования закупки из одного источника при признании процедуры государственной закупки несостоявшейся и существенное расширение применения такой процедуры закупки в случаях, когда организация конкурсов не имеет смысла ввиду ограниченного круга потенциальных поставщиков. Так, в случае признания процедуры государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки несостоявшейся заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника:

  • по согласованию с государственным органом (организацией), которому подчинен либо в состав, систему которого входит заказчик;
  • на основании самостоятельно принятого решения после проведения повторной процедуры государственной закупки, которая также была признана несостоявшейся. В Законе «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» предусмотрено применение процедуры закупки из 1 источника только по согласованию с Минторгом.

Периодичность изменения состава постоянно действующих комиссий, образуемых для проведения процедур государственных закупок, а также члены таких комиссий определяются заказчиками самостоятельно. В Законе закреплено, что комиссия должна обновляться ежегодно на 1/3.

Указом установлено, что законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) временно не применяется (с 1 января 2014 г. до 1 января 2016 г.) при проведении процедур закупок при строительстве.

Указом № 591, в частности, установлено, что:

  • закупки работ, услуг при строительстве осуществляются с учетом требований Указа путем проведения подрядных торгов либо переговоров;
  • закупки товаров при строительстве осуществляются с учетом требований Указа путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве либо переговоров;
  • законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется до 1 января 2016 г. при проведении процедур закупок при строительстве.
  • проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве объектов, в том числе их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе, за исключением случаев, предусмотренных Указом, и иных случаев, определенных Президентом Республики Беларусь, финансирование строительства которых осуществляется за счет:
    • средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, – при стоимости строительства объектов 6 тысяч базовых величин и более;
    • иных источников, в том числе средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, – при стоимости строительства объектов 100 тысяч базовых величин и более;
  • при строительстве объектов с обязательным проведением в соответствии с настоящим Указом подрядных торгов обязательным также является проведение подрядных торгов, торгов, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, в случае размещения необходимых для строительства объектов заказов на:
    • разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами;
    • выполнение проектных и изыскательских работ;
    • оказание инженерных услуг стоимостью 3 тысячи базовых величин и более;
    • закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 тысячи базовых величин и более;
    • выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида 3 тысячи базовых величин и более.

Закупкой товаров при строительстве считается закупка товаров, осуществляемая на основании проектной документации, в соответствии с которой определяются перечень и количество (объем) товаров, необходимых для строительства объекта, а также технологического оборудования на основании предпроектной (предынвестиционной) документации, если разработка такой документации предусмотрена законодательными актами;

  • проведение подрядных торгов, торгов не является обязательным в случаях, когда:
    • с генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией, субподрядными проектными, строительными и иными организациями, определенными Советом Министров Республики Беларусь, заключаются договоры о строительстве объектов Белорусской энергетической системы, а также объектов, включенных в государственную программу строительства энергоисточников на местных видах топлива (по перечню объектов, определяемых Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь);
    • подрядные торги, торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора;
    • генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов;
    • заключаются договоры о выполнении работ по текущему ремонту.

Действие указов не распространяется на закупки товаров (работ, услуг), если процедуры закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) заключены до вступления в силу указов. 

3. Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 125-З «О физической культуре и спорте» (зарегистрирован в НРПА 15.01.2014 № 2/2123) определены правовые и организационные основы деятельности в сфере физической культуры и спорта. В частности, дано определение таких понятий, как дефлимпийское и специальное олимпийское движения Беларуси.

Закреплены принципы, основные направления государственной политики в сфере физкультуры и спорта, меры по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при проведении спортивно-массовых мероприятий, конкретизированы полномочия в государственном и общественном регулировании и управлении в сфере физкультуры и спорта, скоординирована деятельность по физическому воспитанию обучающихся и пр.

Юридическое лицо признается организацией физкультуры и спорта, если целью его деятельности, в частности, является научно-методическое и медицинское обеспечение спортивной подготовки спортсменов (команд спортсменов) или предотвращение допинга в спорте и борьба с ним, организация допинг-контроля.

Закреплены общие положения о спорте, а именно:

  • права и обязанности спортсменов, тренеров;
  • спортивные звания и разряды;
  • порядок освещения спортивных соревнований в СМИ и др.

Закон вступает в силу 22 июля 2014 года.

4. Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»арегистрирован в НРПА 11.01.2014 № 2/2120) уточнен состав субъектов профилактики правонарушений. В него, в частности, включены Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, общественные объединения и иные организации.

К мерам профилактики отнесена разработка и утверждение региональных комплексных программ по профилактике правонарушений.

Детализировано содержание основных профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений. В частности, предусмотрены мероприятия по предупреждению правонарушений, создающих условия для коррупции; коррупционных правонарушений; правонарушений, способствующих возникновению чрезвычайных ситуаций и гибели людей от них.

Введено понятие предписания об устранении нарушений законодательства. Данные предписания выносятся в соответствии с законодательными актами о контрольной (надзорной) деятельности и подлежат немедленному исполнению.

Закреплена мера индивидуальной профилактики правонарушений в виде защитного предписания – установления гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.

Вступает в силу 16 апреля 2014 года.

5. Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 131-З «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (зарегистрирован в НРПА 22.01.2014 № 2/2129) скорректированы отдельные нормы Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК).

В частности, индивидуальным предпринимателям и микроорганизациям предоставлено право заключать срочные трудовые договоры с работниками даже для выполнения постоянной работы. В настоящее время срочный трудовой договор, за исключением контракта, можно заключить только для выполнения временной работы, обусловленной характером работы, каким-либо календарным периодом или событием (ч. 2 ст. 17 ТК).

Установлено, что увеличение размера оплаты труда не является существенным изменением условий труда и не требует соблюдения соответствующей процедуры, предусмотренной ст. 32 ТК (п. 13 ст. 1 Закона). Достаточно просто известить работника о предстоящем увеличении за один месяц до его введения без обоснования причин (ст. 65 ТК). В связи с этим работник не сможет (как в настоящее время) прекращать трудовые отношения с нанимателем по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК.

Нормы, регулирующие трудовые отношения при реорганизации субъекта хозяйствования и смене собственника имущества (ч. 3 ст. 36 ТК), распространены и на случаи, когда происходит:

  • реорганизация без смены собственника имущества (например, слияние двух унитарных предприятий, собственником имущества которых является одно физическое лицо);
  • смена собственника имущества без реорганизации (например, при передаче имущества организации из республиканской собственности в коммунальную и наоборот).

Выплата выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка предусмотрена только для тех работников, в отношении которых законодательством не установлен иной размер минимальной компенсации при прекращении трудовых отношений по требованию работника вследствие нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного и трудового договоров.

Дополнены основания для прекращения трудовых отношений с работником по инициативе нанимателя в соответствии с п. 1 ст. 42 ТК. К ним отнесены также прекращение деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности. При этом по данному основанию допускается увольнение беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также одиноких матерей, имеющих детей в возрасте от трех до 14 лет (детей-инвалидов до 18 лет). Процедура увольнения аналогична прекращению трудового договора в связи с ликвидацией организации.

Изменен порядок расчета размера оплаты труда за работу в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни. Сохранена возможность с согласия работника предоставлять день отдыха. При этом целый день отдыха полагается только за 8 часов сверхурочной работы.

Из сферы регулирования ТК исключен источник выплаты среднего заработка, сохраняемого за время дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день и за продолжительный стаж работы.

В явном виде закреплена возможность выполнения работы по совместительству по той же трудовой функции, что и основная работа. При этом законодательно установлена возможность заключения трудовых договоров по совместительству с несколькими нанимателями.

В отношении руководителей коммерческих организаций снят запрет, установленный с 25.07.2014 только для руководителей государственных организаций и организаций с долей государства в уставном фонде 50% и более, на условиях совместительства выполнять следующие виды деятельности: педагогическую (в части реализации содержания образовательных программ), научную или иную творческую деятельность, медицинскую практику, если иное не предусмотрено законодательными актами другими словами. Руководители иных организаций они вправе выполнять любые виды работ на условиях совместительства.

Введена отдельная глава, регулирующая особенности труда работников сферы спорта.

Закон вступает в силу 25 июля 2014 года.

6. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 6 «Об утверждении Положения о порядке возврата денежных средств при прекращении участия в долевом строительстве, прекращении членства в организации застройщиков, расторжении договоров купли-продажи жилых помещений, построенных по государственному заказу» (Зарегистрировано в НРПА 13.01.2014 № 5/38290) определен порядок возврата:

  • дольщику денежных средств в случае расторжения договора создания объекта долевого строительства или отказа одной из сторон от исполнения такого договора;
  • члену организации застройщиков денежных средств или паенакоплений при прекращении членства в организации застройщиков;
  • гражданину денежных средств при расторжении договора купли-продажи жилого помещения, построенного по госзаказу.

Указанный порядок распространяется на дольщиков, членов организаций застройщиков, граждан, заключивших договоры купли-продажи жилых помещений, построенных по госзаказу, а также граждан, заключивших договоры с организациями, осуществляющими реконструкцию неэффективно используемых зданий под жилые помещения.

Основанием для возврата денежных средств является заявление дольщика, гражданина о расторжении соответствующего договора, заявление члена организации застройщиков о выходе из такой организации, решение застройщика о расторжении договора создания объекта долевого строительства.

Заинтересованное лицо представляет застройщику копии платежных документов, заключенных соглашений между выбывающим инвестором и организациями об условиях предоставления займов, справку банка и (или) небанковской кредитно-финансовой организации о размере выданного кредита.

На основании указанных документов составляется ведомость возврата взносов (платежей) по установленной форме.

При расчете суммы возвращаемых средств все платежи делятся по источникам финансирования и индексируются отдельно с учетом даты поступления на специальный, текущий (расчетный) счет организации застройщиков, застройщика.

Вступило в силу 15 января 2014 года.

Подготовлено управлением кадров и правовой работы с использованием материалов Национального правового Интернет – портала http://pravo.by и материалов ООО «ЮрСпектр».

© 2010-2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Разработка БЕЛТА

ГУО БелМАПО Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет КИИ МЧС РБ Гомельский государственный университет им. П. О. Сухого Белорусский государственный медицинский университет Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина

Московская 17, Минск, 220007, Республика Беларусь

e-mail: post@pac.by

Телефон: (+375 17) 229-51-11
Факс: (+375 17) 222-82-64

© 2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь