Повышение квалификации
Повышение квалификации
Главная Доклад Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко на четвертом Всебелорусском народном собрании

Доклад Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко на четвертом Всебелорусском народном собрании

Доклад Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко на четвертом Всебелорусском народном собрании

Выступление на IV Всебелорусском народном собрании

Наш исторический выбор – независимая, сильная и процветающая Беларусь

Банковская система – опора структурных реформ

Невозможна структурная перестройка и реформа без мощной банковской системы.

Нынешний потенциал банковской системы Беларуси позволяет нам ставить масштабные задачи. Только за последние 15 лет ее активы в реальном денежном выражении выросли почти в 10 раз.

Авторитет белорусских банков подтверждается готовностью населения хранить в них свои сбережения, что обеспечивает привлечение в экономический оборот значительного объема денежных ресурсов. Принят пакет законодательных мер, гарантирующих защищенность банковских вкладов.

К сожалению, нас постоянно «прощупывают» на прочность. Подбрасывают спекуляции, откровенную ложь о финансовой ситуации в стране.

Задам простой вопрос: как страна, которая за всю пятилетку последовательно прибавляла в экономическом развитии, может оказаться неплатежеспособной? И вряд ли бы вкладывали в нашу экономику многомиллионные инвестиции китайские, европейские и другие компании, будь Беларусь ненадежным финансовым партнером.

А внешний долг, которым наши недоброжелатели пытаются пугать белорусский народ, у нас один из самых низких среди всех развитых государств мира.

Хочу с этой трибуны заверить всех граждан Беларуси: кризисов не будет. Кризис в головах тех, кто сознательно раскачивает ситуацию и придумывает разные страшилки.

Мы выполняли и будем выполнять свои обязательства. Государство гарантировало сохранность всех вкладов в банках и впредь будет всецело способствовать укреплению доверия к национальной банковской системе.

В целях дальнейшего совершенствования банковского сектора в 2011-2015 годах необходимо реализовать следующие основные стратегические направления его развития.

Во-первых, совокупные активы банковской системы страны должны составить 75 процентов валового внутреннего продукта.

Банковский капитал в первую очередь должен работать в инвестиционной сфере, обеспечивать расширенное воспроизводство в промышленности и сфере услуг. Кредитование реального сектора экономики должно содействовать развитию национальной экономики и наращиванию экспортного потенциала, что приведет к повышению финансовой устойчивости и надежности банковской системы страны.

Во-вторых, внедрение современных международных стандартов деятельности банковского бизнеса позволит сделать нашу банковскую систему понятной и прозрачной для иностранных инвесторов.

В-третьих, развитие инвестиционного банкинга поможет вывести белорусские предприятия на национальные и международные фондовые рынки для размещения там акций с целью привлечения ресурсов для своего развития.

Либерализация – путь к улучшению хозяйствования

Суть нашей стратегии либерализации проста: конкуренция – везде, где возможно, государственное регулирование – там, где необходимо.

Создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, формирования инвестиционного климата является одним из важных факторов роста экономики страны.

В результате целенаправленной работы по упрощению условий ведения бизнеса и повышению инвестиционной привлекательности экономики Беларусь за два последних года значительно продвинулась в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» – со 115-го места в 2008 году до 68-го – в 2010 году. Для сравнения: мы занимаем – 68-е, Россия – 123-е, Украина – 145-е место. Это данные не наши, а Всемирного банка.

Беларусь вошла в пятерку стран – мировых лидеров по количеству проведенных реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности и их эффективности. Это тоже не наши данные.

На стимулирование инициативы и социальной ответственности субъектов хозяйствования, устранение излишних барьеров направлена Директива № 4, которая будет принята до конца этого года.

Беларусь должна быть в тридцатке стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом.

Мы заинтересованы в том, чтобы бизнес еще активнее шел в производственный сектор, сферу услуг, чтобы получило широкое развитие инновационное предпринимательство. Государство здесь окажет первоочередную поддержку.

Думаю, что такие сферы, как общественное питание, гостиничное дело в малых и средних городах, агротуризм, широкий спектр бытовых услуг, должны быть в преимущественной компетенции частного бизнеса.

Каждый гражданин нашей страны должен иметь возможность открыть свое дело. Тем самым будет расширен простор для деловой активности и инициативы людей, созданы новые мотивации предпринимательской деятельности, что обеспечит дополнительный рост нашей экономики.

Малый и средний бизнес как наиболее гибкие, приспосабливающиеся к запросам рынка, креативные формы должны постепенно стать полноценными партнерами крупного бизнеса, надежной составляющей экспортного потенциала нашей страны – так, как в Германии, Италии, других передовых странах.

Но, знаете, скажу вам так: настоящие бизнесмены не ходят по властным структурам и тем более по площадям, не ноют и не плачутся, что, мол, все им мешают, чего-то не дают. У нас нормальные условия для регистрации и деятельности предприятий. Идите и работайте!

Вы сегодня в стране, уважаемые бизнесмены, не самые бедные. И вот среди делегатов, я посмотрел, немало у нас сегодня бизнесменов. Но я не помню, чтобы Мошенский и другие, хоть один пришел ко мне и сказал: «Чего-то не хватает, дайте какие-то льготы». Я все больше и больше, только не знаю, почему-то через посредников слышу от них: «А мы можем расширить свою компанию? Это не очень будет волновать белорусов? А можно мы вот эти предприятия возьмем на прицеп и потащим их в Россию, в Западную Европу и так далее, потому что мы достигли определенного уровня». «Санта Бремор», «Савушкин продукт» – это брэнды уже. Только это просят. Дорогие мои, ради Бога, вы нам не чужие, вы уже десяток лет работаете на нашем рынке, вы кормите наш народ, берите все, что видите и что можете поднять, что еще у нас убыточно. Действуйте, не спрашивайте ни у кого никаких разрешений, на это есть законы.

И никто вас «наклонять» не будет.

Я недавно был в свободной экономической зоне. Руководитель предприятия алюминиевой технологии, по-моему (белорус, бывший военный, инженер), создал два предприятия таких. Я ходил и все время думал: а что надо, чтобы больше было таких предприятий? Я его отвожу в сторону перед отъездом и говорю: «Вот ваши коллеги все время требуют чего-то от государства, скажи мне, пожалуйста, честно: чего не хватает? Вот ты – наш, белорус (мать – русская, отец – белорус, ну, лучше не придумаешь), бывший военный, инженер, ты пришел и создал предприятие (трое или четверо, не помню, детей, семья прекрасная), что надо?» Он мне говорит, правда, тихо говорит: «Александр Григорьевич, да ничего не надо. Не бегайте Вы, – говорит, – вокруг них. Тот, кто хочет сегодня работать, тот имеет в Беларуси все. Ну, конечно, – говорит, – ну любой же бизнесмен хочет выторговать больше». Так вот я вам хочу сказать: если кому-то сложно и трудно начать работать, мы вам поможем. Но если вы будете «мышковать», чтобы обойти государство и не поделиться с бедолагами, а у нас их немало, у нас с вами разговор не получится. Я хочу, чтобы вы слышали, несмотря на предвыборную кампанию, то, что я сказал. Мы вас будем поддерживать. Мы никому не позволим «наклонять» тех, кто сегодня содержит государство и кормит, кто занимается производством: будь то немец, африканец, россиянин, белорус, украинец или еврей. Никому! Вы – наши. Но вы должны понимать, что есть государство, которое надо поддерживать. Вот на этом пути мы найдем решение всех вопросов. Если чего-то не хватает, скажите. Мы еще не подписали эту директиву, но мы в нее включим все ваши требования, но на условиях, которые я только что сказал. Вы – государственные люди. И государство надо укреплять и поддерживать, прежде чем пытаться от него что-то вытянуть. И если ты бизнесмен будущий, если ты идешь по этому тонкому льду, создавая свое предприятие, если ты хочешь быть самостоятельным, обеспечивая себя, свою семью, и быть богатым, миллионером, может, миллиардером в будущем, через поколение и так далее, знай, что этот труд нелегкий. Ничего легко не дается, а тем более – своя независимая работа и создание, преумножение собственности. Поэтому каждый человек, идя в бизнес, должен понимать: как бы государство ему ни помогало, ему придется работать прежде всего самому. Но это не значит, что мы не будем поддерживать бизнес и не будем создавать ему нормальные условия.

В следующей пятилетке наша страна берет курс на частно-государственное партнерство. Его суть – социальная ответственность бизнеса при инициативной поддержке эффективных частных собственников со стороны государства.

Достаточно высокий уровень развития частного сектора позволяет ставить вопрос о его вовлечении в Генеральное соглашение между Правительством, нанимателями и профсоюзами.

Мы готовы к приватизации, но на выгодных для страны условиях. Подход такой: там, где инвестор обещает быть более эффективным, чем государство, целесообразна приватизация. Но за деньги. И за деньги немалые. Потому что я вам рассказал: в те предприятия, на которые сегодня претендуют так называемые иностранные инвесторы, в эти предприятия мы вложили немало.

Это градообразующие, это очень дорогие предприятия. И если бы они были в Германии, то их бы быстренько оценили в десятки миллиардов евро, а у нас хотят взять бесплатно.

И вы знаете, я все больше и больше слышу от иностранцев, к сожалению, от послов, которые здесь работают: «Вот знаете, Лукашенко объявил почти 300 предприятий к приватизации». Подождите, дорогие мои, у нас вообще любое предприятие может быть приватизировано, мы ничего никому не запрещали.

Но как поняли нас за рубежом? 300 предприятий, которые мы акционировали (Так? Такое было поручение Премьер-министру?), акционировали их, оценили, вот акции, и положили в сейф (в Правительстве эти акции трехсот предприятий в сейфе). Это государственные предприятия, а это значит: если ты – немец, англичанин, поляк, россиянин, украинец, белорус или прибалт, приезжаешь к нам и заинтересован в приватизации пусть даже этих трехсот предприятий, то садись за стол, и будем на принципах, которые мы определили по приватизации, вести с тобой переговоры. А иначе быть не может! Вы что же хотели, чтобы Лукашенко объявил: 300 предприятий, и завтра открывай дверь, приходи и забирай?! Нет. Это не Лукашенко предприятия, эти предприятия принадлежат народу. И если будут соблюдены условия, а их двадцать, по-моему, условий, выработаны 5 или 6 лет тому назад, то милости простим, участвуйте. Но эти предприятия должны работать еще лучше, чем сегодня, и обеспечивать все то, о чем я только что сказал и еще скажу. Если так – приходите.

Но у меня был разговор с американскими бизнесменами, они на меня смотрят, и я понимаю, чего они хотят, – выторговать льготные условия приватизации: «вот там условия, вот там условия». Я это все слушал, слушал и говорю: «Ладно, мужики. У нас, может быть, и плохо, но давайте мы с вами заключим контракты, соглашения, договоримся на американских принципах». – «Но, но, только не на американских...» Так что же, выходит, к нам, как в какое-то «банановое» государство, можно приехать для того, чтобы получить все, не вложив ничего, и иметь условия лучше, чем у себя в стране? Хорошо, мы и с этим согласны, мы и с этим согласны, но отдайте нам по минимуму, нашему народу и нашему государству, тем людям, которые создали эти предприятия. Ну неужели я непопулярно объяснил, что такое приватизация? На этих условиях – пожалуйста, хоть завтра садимся и обсуждаем.

И знаете, тот, кто хочет у нас работать, тот, кто пришел к нам работать, не просит ничего дополнительно. Нормальные условия. Для бизнеса, они говорят, главное – чтобы была тишина, покой, чтобы не было митингов, демонстраций, драк, чтобы власть действовала в одном направлении. Мы это готовы обеспечить. К нам идут люди небедные. Имейте в виду: прежде чем что-то взять, надо чуть-чуть вперед бросить, дать. Но мы и этого не просим, не надо вперед, давайте вместе действовать. Это будет хороший инвестор. И нормальная приватизация. Такую приватизацию народ поддержит.

В новой пятилетке, вот это я чувствую, уже проблема, необходимо окончательно усовершенствовать контрольную деятельность. Предприятия не должны задыхаться от проверок. Контролирующим органам следует так перестроить свою работу, чтобы не быть тормозом для деловой инициативы, естественно, той, которая в рамках закона. Не сковывать деятельность предприятий, особенно тех, кто исправно выполняет свои налоговые и иные обязательства и функционирует прибыльно.

Тут полезен опыт нашего стратегического партнера и друга – Китая.

Вы знаете, я не готов еще конкретно вам сказать, что будет сделано в ближайшие год-два по контрольной деятельности, но гарантирую вам кардинальные здесь изменения.

Вы знаете, недавно принято было решение о том, чтобы упорядочить контрольную деятельность, не ходить туда-сюда несколько лет и так далее. Вы это все прочитали. Мне докладывают: «Проверок сократилось в разы». Но приходят ко мне отдельные люди и докладывают: «Да нет, Александр Григорьевич, да не сократилось проверок. Как были, так и есть».

Я здесь же нажимаю кнопку: «Зенон Кузьмич (З.К.Ломать, Председатель КГК), как это понимать?» – «Нет, мы не проверяем, мы осуществляем мониторинг».

(Смех в зале, аплодисменты.)

Я больше ничего в этом плане говорить не буду. Я уже вам сказал: в ближайшие год-два мы всякие мониторинги и проверки приведем к общему знаменателю. Идти надо только туда, где ты уверен, что там для тебя есть работа. А чтобы быть уверенным, это не значит, что надо посадить 10 работников от прокуратуры, МВД, контролирующих органов, и они будут «лопатить» эту организацию целый месяц. Что там греха таить – их надо поить, кормить, ублажать и прочее. Вообще не работает организация – они месяц проверяют. (Аплодисменты.) Так было всегда у нас, я работал руководителем и знаю. Но быть не должно! И не будет! Я думаю, Зенон Кузьмич народный человек, абсолютно, вы в этом можете быть уверены, но надо принципиально посмотреть на свою систему. А решение мы примем в первой половине будущего года.

Еще раз подчеркиваю – контролер, милиционер, прокурор должен идти туда, только тысячу раз убедившись, что там есть для него работа, а не приходить и искать ее.

Вы знаете, мы на проверках теряем порой больше, чем получаем в результате этих проверок, если даже переводить в денежное исчисление. Нам надо повысить ответственность. Все говорят о демократии. Оплот демократии – Соединенные Штаты Америки, как они проверяют? Не дай Бог, налоговая инспекция обнаружила, что ты уклонился от уплаты налогов. Самое страшное наказание – 20 и более лет, до пожизненного заключения. Никому не хочется нарушать. Я не говорю, что нам надо сейчас это сделать, у нас еще не устоявшийся менталитет в этом отношении, но повысить ответственность, если ты специально уклоняешься от своих обязательств перед народом и государством, мы должны. И я уверен: тысячу раз люди подумают, прежде чем нарушать.

Но есть и другое – у нас же сегодня трудно квалифицировать: человек умышленно нарушил или неумышленно. Не потому что законы плохие, а потому что у нас налоговая система такая, что надо несчастному индивидуальному предпринимателю или бизнесмену, который зарабатывает 500 миллионов рублей в год, надо на миллиард держать бухгалтеров.

Мы завершим кардинальное упрощение налоговой системы, в результате чего по составу налогов и сборов, периодичности их уплаты она не будет отличаться от европейских. Уже со следующего года плательщики при осуществлении обычной деятельности станут уплачивать только 7 основных налогов.

Вносить в течение года в бюджет 20 налоговых платежей вместо 104 и подавать 11 налоговых деклараций вместо 30. Как это существует в передовых странах нашей планеты.

И все же мы очень медленно идем по этому пути. Несмотря на мои неоднократные поручения, Правительство потратило почти всю пятилетку на работу по упрощению налоговой системы, хотя все это можно было сделать более оперативно. Ну что ж, за пятилетку не сделали, за будущий год вы это сделаете.

Год-два – и жалоб на неоправданную налоговую нагрузку и забюрократизированное налоговое администрирование быть не должно. Это сфера ответственности Совета Министров.

Все формы документов в бухгалтерском и налоговом учете надо максимально упростить и сократить. Установить простые и удобные способы уплаты налогов. Отменить все излишние требования по регламентации затрат на ведение бизнеса. Дайте, наконец, людям спокойно работать и зарабатывать!

Изменения в практике делового оборота должны стать мощным стимулом для отечественного и зарубежного инвестирования в Беларусь. Тем инвесторам, которые хотят всерьез и надолго прийти в страну, мы сможем предложить уникальные условия.

Милости просим, приходите. Я каждого, если вы видели, бизнесмена иностранного принимаю и даю ему личные гарантии его бизнеса.

По таким позициям, как налогообложение, международная торговля, кредитование, защита инвесторов, наша страна должна радикально улучшить свой инвестиционный имидж.

Роль регионов в экономическом росте и инновационном развитии страны

Беларусь – унитарное государство. Но это не значит, что все зависит от центра. Инициатива на местах должна быть основой социально-экономического развития регионов.

В текущей пятилетке регионы Беларуси, многие населенные пункты преобразились. По данным социологических исследований, материальное положение сельчан с 2000 по 2010 год улучшилось почти в 7 раз.

Село перестало восприниматься как депрессивный и бесперспективный сектор экономики.

Мы во многом навели порядок на земле, создали в регионах более 120 тысяч рабочих мест. Это в разы больше, чем в прошлой пятилетке, но этого категорически недостаточно. Две трети новых рабочих мест должны быть в малых и средних городах.

Следует ориентироваться на новое качество регионального развития: передовые технологии, новую, XXI века культуру производства и быта, а главное – экономическую эффективность, обеспечивающую расширенное воспроизводство и конкурентоспособность.

Жизнь на селе, в малых и средних городах должна быть не менее комфортна, чем в крупных городах и столице. Это важнейший принцип региональной политики. На его реализацию направлены следующие государственные стимулы.

Во-первых, будет продолжена программа создания сельских поселений нового типа – агрогородков. Но агрогородки – мы все фактически базы создали, многие закончили полностью по стандартам, некоторые, несколько десятков, остались не доведенные до стандартов. На это уйдет один или полтора года будущей пятилетки. Все агрогородки будут маленькими деревенскими, если можно сказать, городами, где будут хорошие сообщение, дорога, детский садик, школа, Дом культуры, Дворец культуры, у кого как. Для того чтобы человеку было удобно жить там. Чтобы он душой отдыхал там, чтобы он радовался. Нельзя дыбом поставить деревню, как это у нас было 10-12 лет тому назад, и смотреть на нее.

В этой пятилетке почти 1,5 тысячи крупных деревень уже преобразованы в агрогородки – больше нам, пожалуй, не надо – со всем комплексом социальных услуг, близким к городским нормативам. Для сельских жителей построено более 68 тысяч благоустроенных домов и квартир.

По моему поручению проверено состояние агрогородков. И я говорю, что нам еще надо будет год-полтора для того, чтобы их довести до тех стандартов, которые были прописаны для агрогородков. Эти стандарты все есть.

Во-вторых, условия строительства жилья, особенно для молодежи, в малых и средних городах будут самыми лучшими. Это же касается и инвестиций в социальную инфраструктуру.

Максимально будем стимулировать трудовую мобильность. Недавно мы приняли решение о повышении надбавок к заработной плате для молодых специалистов в сельских населенных пунктах. Это же введем и для малых городов.

Надо проработать механизм поддержки и частичной компенсации расходов на переселение для тех, кто переезжает из крупных городов в малые или города-спутники либо из одного малого города в другой.

В-третьих, мы продолжим развитие бизнеса в малых и средних городах.

Выход на качественно новый уровень регионального развития возможен только на базе многоукладной экономики. Поэтому необходимо развитие малых предприятий, гибких частных фирм, индивидуального предпринимательства. Уже сегодня для этого действуют беспрецедентные преференции и льготы в этих малых и средних городах.

Я вам авторитетно, как принято говорить, заявляю, что нет нормативной базы по малым и средним городам ни в одном государстве. Нет таких преференций и льгот, которые мы создали, системных притом, ни в одном государстве. Более того, мы показали: как и что надо строить в малых поселках и городах.

Мы должны, наконец, уйти от ложного стереотипа, что заработать можно, только если живешь и работаешь в столице.

В-четвертых, число новых рабочих мест, созданных предприятий, особенно их эффективность будут главными критериями оценки работы кадров на местах.

В-пятых, мы сделаем упор на внедрение современных социальных технологий. Например, телемедицина. Сегодня почти половина минских клиник подключена к этой системе. Проект нужно в кратчайшие сроки распространить на регионы. У нас для этого база есть. Любой человек, даже из глубинки, должен иметь возможность получить телеконсультацию у столичных «светил медицины». Аналогично надо идти и в сферах переподготовки, бизнес-консультирования, развития коммуникаций и управления дорожным движением. Это задача на пятилетку!

Жизнь малых городов изменится с планируемым освоением недр. Житковичи, Петриков – бурый уголь. Столбцы и Кореличи – железорудное сырье.

Практически во всех областях получат развитие существующие и новые мощности цементной промышленности, стройматериалов. Быстрая и качественная промышленная переработка сельхоз- и лесных ресурсов, современные пищевые производства – это рентабельно, так как все производится на местных ресурсах и без импорта.

Мировой опыт свидетельствует об эффективности создания на региональном уровне технологически интегрированных производственных объединений (кластеров).

Хорошим примером такого подхода являются предприятия, объединенные вокруг торговой марки, я уже говорил, «Савушкин продукт».

Развитие малых городов будет более успешным, если в них создавать филиальные сети и дочерние предприятия крупной индустрии.

В работе по региональному развитию необходимо всячески стимулировать ответственное отношение к делу и творческую инициативу. Ведь если управленцы на местах будут только ожидать очередных указаний и распоряжений сверху, то никакие программы не смогут снять проблему. Приходится констатировать, что для отдельных чиновников и руководителей низового уровня самое выгодное – вообще не принимать ответственных решений, обставляясь так называемыми объективными причинами.

Такого допустить нельзя. На местах нужны новые подходы и люди с эффективными идеями, устремленными в будущее.

Кстати, то, что я только что сказал, это не новое. Средние, малые города мы определили. Так, Сергей Сергеевич (Сидорский)? Есть список. Всем понятно.

Если кто-то идет и хочет получить беспрецедентные льготы по жилью, по бизнесу и прочему, то вот список средних, малых городов и поселений, идите, будете иметь то, что там прописано.

Почему я поставил так остро вопрос? Вы, наверное, помните мое заявление в мэрии Минска, когда мы несколько раз подходили к развитию Минска. Меня беспокоит то, что произошло в нашей России, в Москве. Вы знаете, в Москву и Подмосковье, Геннадий Андреевич (Зюганов) это повседневно чувствует, стянули пол–России и создали колоссальные проблемы для этого мегаполиса.

Изучая опыт и других государств, я боюсь, чтобы это не повторилось у нас. У нас уже некоторые элементы начинают проявляться. Наши бедные люди столько сегодня иномарок в Минске имеют, что в час пик не пробраться. Ну не так, как в Москве, но может быть так. И тогда я, может быть, очень непопулярно высказался, но надо сократить, в том числе и строительство жилья в Минске, чтобы не стягивать сюда население. Не надо больше миллиона 900, ну 2 млн. человек в Минске. До 20 процентов населения страны. Выше 20 – это перебор. Надо строить города-спутники. Для Минска мы эти места уже определили. Николай Александрович (Ладутько), мэр Минска, мне недавно докладывал, что они уже в этом году начинают строительство этих городов-спутников. Надо развивать малые поселения и так далее. Но там надо дать хорошую работу. Ведь малые поселки и города – это чудо Беларуси, это такая красотища, которой в мире не найдешь, я почти все их проехал. Там достойно могут жить люди. Но условия должны быть лучше, чем в Минске. И мы это сегодня можем сделать, уже начали делать. И мы убедились, что это правильный путь.

Человек должен идти туда, где он востребован, где для него есть работа (как в деревне говорят: корова должна идти к сену, а не сено к корове). Поэтому надо сориентировать наших людей на малые города и поселения, создав там нормальные условия, как в столице. Мы это научились в самом низу делать, в агрогородках, мы это умеем делать в крупных городах, теперь – средние города. Все для этого создано. Надо туда идти и работать.

От возрождения села – к эффективному сельскохозяйственному бизнесу

Наша политика, простите за нескромность, дальновидная политика, позволила сделать мощнейший рывок в развитии сельского хозяйства страны. Сегодня Беларусь по производству продовольствия на душу населения занимает первое место среди стран СНГ и входит в число мировых лидеров по производству молока, картофеля, льна и другого.

Должен признаться, что, принимая программу возрождения села, я думал не только о продовольственной безопасности, хотя в то время это тоже было важно, ой как важно. Больше всего мной руководило стремление спасти основу нашей страны, ее душу – деревню, в которой истоки трудолюбия, мудрости белорусского народа, корни его культуры и национальной самобытности.

Без нее не может быть нашего славянского государства!

Постепенно, без революций, сжав зубы, шаг за шагом мы шли по пути возрождения села. В 1996-2000 годах решили задачу продовольственной безопасности, накормили свой народ. В 2001-2005 годах нарастили производство и прорвались на зарубежные рынки. В текущей пятилетке осуществлено дальнейшее инновационное развитие производственной и социальной сфер села.

На этих этапах проведена большая работа по совершенствованию структурной организации аграрной отрасли. Создаются крупные интегрированные объединения, включающие в себя весь технологический цикл: от производства сырья до выпуска готовой продукции.

Обеспечена техническая и технологическая независимость сельского хозяйства.

Более 80 процентов видов техники, которые составляет парк сельхозмашин, выпускается в нашей стране. На уровне лучших зарубежных аналогов работают отечественные зерно- и кормоуборочные комбайны, отличаясь от них более низкой ценой.

Урожайность зерновых за последние 5 лет, несмотря на страшные неудачные годы, выросла на 18 процентов. Такие хозяйства, как агрокомбинаты «Снов», «Холмеч», совхоз-комбинат «Заря» и другие, вполне могут быть приняты за мировые эталоны высокоинтенсивного хозяйствования.

Есть целые районы – Гродненский, Берестовицкий, Несвижский и другие, которые по культуре земледелия и животноводства ничем не уступают высокоразвитым странам Европы.

В нынешнем году завершается выполнение Государственной программы возрождения и развития села.

Главным ее итогом стало то, что мы не только обеспечили свое население почти всеми видами продовольственных продуктов отечественного производства, но и надежно закрепились на мировых аграрных рынках. Сегодня наши продовольственные товары присутствуют на рынках в 63 странах. Мы в этом году экспортируем, вдумайтесь, кто мог бы когда-то подумать, Сергей Степанович (Линг), что мы можем 2,5 млрд. долларов получить от экспорта сельскохозяйственной продукции!

Алексей Степанович рядом сидит, улыбается, а он это даже лучше Линга знает. Я говорю об Алексее Степановиче Камае, который в свое время занимался сельским хозяйством, я надеюсь, вы иногда бываете в наших сельскохозяйственных предприятиях и видите, правильным мы путем идем или нет.

Созданную нами систему хозяйствования на земле не поколебали ни мировой экономический кризис, ни экстремальная погода. Напряженный, поистине героический труд сельчан заслуживает восхищения.

Все это позволило создать прочный фундамент для превращения сельского хозяйства в высокоразвитый экспортно ориентированный сектор экономики.
Уже в будущей пятилетке мы должны увеличить экспорт сельхозпродукции и продовольствия до 7 млрд. долларов.

Для сравнения: это столько, сколько нам дают калийные удобрения, и даже больше.

Задача Правительства в том, чтобы новая сельскохозяйственная программа на 2011-2015 годы была направлена на укрепление аграрной экономики, повышение ее эффективности, усиление экспортного потенциала.

Программа завершит процесс формирования белорусской модели агропромышленного комплекса. Ее полная реализация позволит превратить сельхозпроизводство в высокоразвитый и экспортно ориентированный сектор экономики с уровнем эффективности не ниже европейского. Рентабельность сельскохозяйственного производства должна достичь 25-30 процентов. Будет серьезно укреплена социальная сфера на селе, а доходы сельского населения доведены до среднереспубликанских показателей. Это существенно повысит привлекательность сельского труда и образа жизни.

Мы должны всячески поддерживать не только государственные сельхозорганизации, но и фермерские хозяйства – там тоже наши люди. И вы знаете, слава Богу, мы ничего не ломали: ни колхозы, ни сельхозкооперативы, ни фермеров, через колено. И в результате этой конкуренции выкристаллизовалась та плеяда фермеров, которые сегодня конкурируют с колхозами – бывшими совхозами, ныне кооперативами. Они сегодня приходят и просят только одного, ни денег, ничего не просят, как я недавно говорил на всю страну об опыте Шруба. Он единственное попросил: дайте земли. Я повернулся и говорю губернаторам соседним: «У нас что, нет убыточных хозяйств?» – «Есть». – «Ну так дайте ему для начала 7 хозяйств». Он, может, и не рад, что меня попросил, но согласился забрать эти 7 хозяйств. Мы договорились, что в течение этого года, до конца, этот холдинг будет создан. Это тоже пилотный проект, считайте. Но то, что я увидел у него на землях... И у нас не только такой один Шруб. Это действительно фермер, это человек, который сегодня производит продукцию, не прося у государства практически ничего. Мы этим путем будем идти. И у нас не миллионы таких фермеров, и не думайте, что их будет тысячи. Фермер – это и председатель колхоза, если называть, в прошлом, это и специалист, это и механизатор, это сегодня и менеджер, и бухгалтер. Он должен это знать все. Если он этого не знает, он не сможет работать, а не то что конкурировать. Это тяжелейшая работа. Вот, кстати, я обязательно в начале будущего года, этой зимой, если все будет нормально, встречусь с фермерами. Надо тех, которые состоялись, послушать, чем им еще надо помочь, чем поддержать. А то, что поддержку, которую мы оказываем нашим крупным сельскохозяйственным предприятиям, надо распространить на них, это им обещано.

Но в связи с тем что тут «бойкие правдорубы» рубят по телевидению, что «мы сельское хозяйство в будущей пятилетке поделим, каждому дадим надел, и каждый «сваёй працай будзе паляпшаць» свою состоятельность и благополучие». Вы знаете, большего вреда стране не нанесешь, если сегодня это сделаешь.

Вы слышали, что я сказал: мы не ломали никого. Меня ориентировали на фермерское хозяйство: «Дели колхозы». Мне кричали: «Губи фермеров, надо сохранить колхозы». Я всегда, сжимая зубы, говорил: «Жизнь покажет». Вот она и показала, жизнь, – быть и фермерам, быть и крупным сельскохозяйственным предприятиям. Но сегодня и Danone, и другие предприятия мировые и европейские готовы инвестировать, строить у нас фермы, брать сырье, перерабатывать здесь и продавать по всему миру молочную, мясную продукцию и так далее. То есть инвестор пошел оттуда. Почему пошел? Я спрашиваю у них: «Почему вы идете к нам? Посмотрите, Россия огромная, Украина и прочее, почему вы к нам идете?» – «Э–э, господин Президент, у вас есть великое преимущество – вы молодцы, что вы не разрушили крупное товарное производство. Что заработаешь на 50 или даже на 100 гектарах земли? Ну свою семью накормишь, еще что-то там и так далее (вот он сидит передо мной, человек, который своими руками построил свое хозяйство). Надо большие крупнотоварные комплексы, чтобы земли было 5, 7 тысяч. Вот в это, – говорит, – мы вкладывать будем. Здесь можно обеспечить рентабельность. Так жизнь показала, что крупные наделы, латифундии, крупные, по тысяче гектаров земли, это – благо. А что мы, – говорит, – возьмем в Европе, если там по закону, если тебе кусочек в 13 гектаров принадлежит, а хозяин где-то (я был в Бельгии или в Дании, не помню, в былые времена) живет за тридевять земель, в Канаде. А у него наемная рабочая сила, я спрашиваю «когда он был?», мне говорят: лет 15 тому назад был, его земля, мы ничего не можем сделать, государство не может. А у вас, – говорит, – это есть». Попробуй с частниками договориться, чтобы объединить эту землю. Это величайшее достижение нашего государства – что мы не разрушили крупнотоварные производства.

И когда мы начали модернизировать село, оказалось, что те советские хозяйства, которые мы когда-то считали: 4-5 тысяч – это огромные, оказалось, что мало. Надо 10-12 тысяч гектаров для того, чтобы комплекс, земля вокруг него, обеспечивал бы кормами и так далее. Оказалось, что надо такие хозяйства, огромные хозяйства. И мы убыточные хозяйства начали отдавать, передавать хозяйствам, которые состоялись, присоединяя их, укрупняя это производство.
И сегодня от инвесторов в сельском хозяйстве мы немножко дистанцируемся, в том числе и от зарубежных. Мы уже им ставим условия.

Вот я недавно, вы, наверное, заметили, был в Пружанском и Шкловском районах, где мы проводим эксперимент с Петром Петровичем Прокоповичем.

Приехали россияне: «Продайте нам Шкловский маслозавод». Я, помню, работал в Шклове – страшно было смотреть на этот завод. Я говорю: «Ну чего вы этот завод?» Говорит: «Если вы нам продадите маслозавод, мы вложим еще столько». – «Ну и дальше что?» – «А дальше мы вас просим: дайте нам сырьевую зону для того, чтобы оттуда молоко получать». Я говорю: «Вам условие – вы не просто молоко в Россию вывозите, а осуществляете углубленную переработку молока: йогурты, сыры, все, что из молока можно получить. И, пожалуйста, везите на российский рынок». Почему мы этим занялись? Потому что когда-то мы столкнулись – вы помните, совсем недавно «молочная война», когда нашу продукцию закрыли и не брали на российский рынок, не так просто на европейский проникнуть. А производство растет, куда его девать? Но когда приходит российский инвестор («Юнимилк» называются эти компании?), а это не только российские, международные компании огромные, если они приходят, то эту продукцию они заберут и на своих рынках продадут. И мы им уже ставим серьезные условия: пожалуйста, постройте фермы новые в этих сырьевых зонах, мы вам определим по программе развития села, вложите в социальную структуру, купите скот, поставьте на фермы, мы будем доить коров и молоко отдавать вам, и вы будете платить – на 10-15 процентов закупочные цены у вас должны быть выше, чем государственные. Мы огромные перед ними поставили условия. И вы знаете, они согласились. Они согласились и работают сегодня и там, и там. Милости просим таких инвесторов.

Но уже сдерживаем. Мы боимся передать сельское хозяйство и вот такие вот сырьевые зоны в руки иностранных инвесторов.

Поэтому я уже пытаюсь как-то сдерживать. Они уже просят: продайте нам сейчас эти комплексы. Готовы полностью компенсировать то, что мы вложили в эти комплексы (а это миллиарды рублей, даже сотни миллиардов). Я пока воздержался от таких пилотных проектов.

То есть мы создали сельское хозяйство, к которому сегодня предъявляется большой интерес. Ну и, конечно, может быть, с трибуны этого высокого съезда уж нельзя так говорить, но что поделаешь, в этом наше счастье. Сегодня спрос на продовольствие колоссальный, особенно на белорусское. В Киеве, кто бы мог подумать, или в Москве, или в далеком Ереване, или где-то. Пусть бы Европа разрешила нам еще провести вот такую ярмарку-продажу, было бы то же самое, что в Киеве. Там очереди выстраиваются за белорусской продукцией (Михаил Русый – министр сельского хозяйства и продовольствия – возил эту ярмарку в последнее время по просьбе Януковича (он ко мне обратился) в Киев). Очереди – до километра. За два часа ничего не осталось. Я уже думаю: ну что ты там, Русый, завез, что за два часа всё раскупили? На миллиарды рублей! И все говорят: «О-о, белорусская продукция – это особая». Почему особая? Потому что, когда рынок разболтался, когда все туда наполнители тыкали, я категорически запретил гробить те советские рецепты натуральной пищи (по колбасе, по мясу, по молоку), которые были, а брать только самое лучшее и развивать. И мы получили хорошие продукты.

И сегодня на прилавках белорусских магазинов 85 процентов, до 90, а в некоторых магазинах и 100 процентов только белорусской продукции.

Вот вам результат вдумчивого, целенаправленного развития села и спасения деревни. Значит, это стоило делать, значит, мы доказали, что мы не закапываем деньги в землю, а мы поддерживаем 30 процентов как минимум населения, которые сегодня живут у нас в деревне.

Мы спасли село, мы спасли культуру, менталитет, истоки наши. Все вы, за исключением полутора процентов, а может быть, и все, из деревни, все, потому что все в годы Великой Отечественной войны было стерто с лица земли. Если бы не одна-две коровы, которые остались в деревне, выжила ли бы вообще белорусская нация? Так деревня заслужила того, чтобы мы вложились в нее. Там наши корни и там наши истоки. Мы в этом направлении будем действовать и дальше.

(Аплодисменты.)

И еще один момент вдогонку к этой теме: о частной собственности на землю. Вы знаете, она у нас не запрещена, но получить землю в частную собственность – надо доказать, что ты эту землю будешь использовать по назначению и что ты от этой земли будешь давать завтра больше, чем сегодня она дает в государственной собственности.

Я вам обещаю, что в ближайшие год-два мы проведем очень аккуратно, очень осторожно приватизацию некоторых земель для тех частников, которые доказали свою состоятельность. Я уже об этом говорил. Посмотрим, что получится. Уверен, нормально получится. Но не для торговли последующей землей, а для работы и для производства на этой земле большего количества продукции, эффективной продукции.

Внешняя политика Беларуси

Наша страна была, есть и будет надежным и предсказуемым международным партнером. Мы намерены и далее вносить свой вклад в решение мировых проблем. Беларусь открыта к взаимодействию со всеми, кто так же искренне, как мы, этого желает.

Не всем нравится то, что в центре Европы утверждается, ломая привычные стереотипы, действительно независимое государство, способное эффективно продвигать и отстаивать свои национальные интересы на международной арене. Государство, которое действует не по чужой указке, а занимает собственную позицию по вопросам международной повестки дня.

Воспринимая мнение наших зарубежных партнеров, мы в то же время не можем слепо следовать рекомендациям с Запада или Востока. Мы исходили и будем исходить исключительно из реальных потребностей и возможностей нашего белорусского общества.

Только уважая себя и свой народ, мы сможем сохранить достойное место в международном сообществе.

Статус «перекрестка», которым геополитически наделена Беларусь, мы понимаем как связующее звено, артерию между Западом и Востоком. Но не как барьер, буфер или санитарный кордон и ни в коем случае не проходной двор.

Мы не намерены «выбирать» между Евросоюзом и Россией. Это было бы неумно и неправильно. Мы не «идем» ни на Восток, ни на Запад. У нас собственное место в Европе, данное нашему народу Господом Богом, свои геополитическая идентичность и национальные интересы, важнейший из которых – обеспечение сбалансированного взаимодействия со всеми, формирование пояса добрососедства по всему периметру наших границ.

Но задача – не «равноудаленность» от главных соседей. Наиболее оптимальной для нас является стратегия «равной приближенности» к Востоку и Западу. Именно она дает шанс максимально эффективно использовать выгодное географическое положение, транзитный и промышленный потенциал нашей страны.

Сложившийся в силу исторических обстоятельств длительный крен исключительно в одну сторону делает приоритетным вопрос о внешнеполитической диверсификации на практике.

Особенно много упущенных возможностей на европейском направлении. Настало время работать над реализацией потенциала сотрудничества с Европейским союзом. Ведь Беларусь является партнером ЕС во многих сферах экономики и жизнедеятельности.

Евросоюз – один из главных потребителей белорусской продукции, рынок огромной емкости и важнейший источник технологий и инвестиций. Развитие взаимоотношений по таким направлениям, как энерготранзит, транспорт, миграция, борьба с торговлей людьми, организованной преступностью и наркотрафиком, уже давно вышло на уровень общеевропейского значения.

Наши контакты на высшем и высоком уровне с руководством Евросоюза, входящими в него странами показывают, что конструктивный доверительный, хотя и непростой диалог способен разрушить стереотипы.

Мы рассчитываем на прагматизм и здравый смысл в подходах Брюсселя к Минску. Полноформатное партнерство с Беларусью на равных – рентабельный проект для обеих сторон.

Работа с Евросоюзом совсем не означает «ухода» от России. И то, что я сегодня говорю сразу о Евросоюзе, а потом о России, пожалуйста, вот посол здесь есть, не ищите в этом каких-то кардинальных изменений. Нет. Потому что у нас на западном направлении проблем гораздо больше, чем с Россией. Поэтому я говорю прежде всего о решении этих проблем. И когда нас шлепнули по голове и закрыли в России рынок на поставку продукции, мы сегодня, как бы это было там неприятно и стыдно в силу своей политики, должны поблагодарить Европейский союз, что они так не поступили. И мы сегодня торгуем с Европой больше, чем с Россией. А ведь в Россию когда-то мы продавали 85 процентов своей продукции. Кто бы мог подумать, что мы, когда нас вытолкнули из России, найдем эти рынки в других странах. Мы их нашли. И мы Европу за это благодарим. Хотя не без проблем мы сегодня и наша продукция не вся может поставляться на европейский рынок, не во всем еще открыт европейский рынок для Беларуси. Но проблем здесь очень много, поэтому я ставлю на первое место решение этих проблем. Но опять же говорю: это не уход от России. Вне всякого сомнения, Россия – наш естественный союзник.

Мы достигли значительного прогресса в интеграции многих сфер жизнедеятельности. У нас многомиллиардный товарооборот, который за последнее десятилетие вырос более чем в три раза. Эти достижения утратить нельзя. Да что там говорить – мы в Россию едем, как к себе домой фактически: ни виз, ни барьеров, ни препятствий. Я уже не говорю о россиянах, которые едут к нам. Здравоохранение, образование и прочее – мы столько сделали в рамках Союзного государства. Поверьте, не скоро другие государства до этого дойдут. Поэтому нельзя гробить союзный проект.

В последнее время власть в России выстраивает какую-то иную модель отношений с Беларусью, и не только с нами, не укладывающуюся в традиционное понимание дружеского взаимодействия и союзничества. Этот курс спровоцирован отнюдь не Минском и требует осмысления на предмет соответствия объективным стратегическим интересам народов наших стран.

Но должен сказать, что в последние даже дни и недели я вижу, что в России началось осмысление того, что сделано за последнее время. И мы хороши, и они еще лучше. Не надо кивать только на Москву – мы тоже хороши. Но уже некоторые головы остыли, начали думать: а что дальше? Начали, наверное, понимать, что бесхозной, грубо говоря, Беларусь же не останется. Это слишком, извините меня, лакомый кусок и для Евросоюза, и для Америки, и для других. Она не останется белым пятном. Это центр, это душа, это сердце Европы, оно не будет просто каким-то «банановым» государством. Обязательно кто-то придет, обязательно кто-то предложит помощь и поддержку. Так что, не так? Вы посмотрите: великий Китай. Буквально полтора месяца тому назад, будучи в Китае, встречаюсь с нашим другом хорошим, президентом Китая Ху Цзиньтао, мы вели переговоры. Он мне задает вопрос, когда мы углубились в экономические отношения: «Господин Президент, а что вам еще надо? Мы готовы вас кредитовать. Вот 15 миллиардов открыли линию, берите кредиты. Из них 3 миллиарда – льготных кредитов (под смешную ставку). Берите. Какие предприятия хотите? Мы рассмотрим в политбюро, если на то пошло, и направим эти предприятия». Так у нас же как это восприняли... Слушайте, не позорьте страну, негодяи просто: «Вот, в Беларуси Лукашенко откроет китайский квартал, китайцев привезет». Вы слышите эти заявления от некоторых? Это вы что, лучше стране делаете? Люди к нам с добром...

Никто нам не предлагает, никакие китайцы к нам не поедут, у них своих дел хватает, но я у них просил, говорю: «Ну постройте у нас (я был на Олимпиаде, мы жили недалеко от Пекина, там хороший китайский огромный квартал: гостиницы, кухня и прочее. Это для нас 2 тысячи рабочих мест), – я их прошу, компанию эту: «Приедь, пожалуйста (дважды с ним встречался), построй у нас под Минском такое. Наши люди будут работать. Но вы постройте. Это будет ваша собственность, наша какая-то доля будет. Мы землю предоставим». Ну что плохого, что Китай откроет свою культуру Беларуси?! Вот это вот ёрничание, желание уколоть. А китайский народ – это гордый народ, древний народ – это же обижает их.

Я хочу принести свои извинения за подобные выступления отдельных политиков, но вы должны знать, они ничего с Беларусью общего не имеют. Им чем хуже – тем лучше.

Поэтому мы опираемся на тех, кто протягивает нам руку. Но это не в ущерб нашим отношениям с Россией. Я вообще хочу сказать с этой трибуны россиянам: как бы ни складывались наши отношения, мы свято будем выполнять свой долг перед Россией! Мы это обещали, у нас есть договоры и соглашения. И даже если неимоверно трудно будет по этой несчастной нефти, природному газу, все это пройдет, я уверен, пройдет. То, что они делали в последнее время, это – не политика, это – не стратегия. Это просто выплеск, всплеск эмоций, не зная, что происходит в Союзном государстве. Это все непременно пройдет.

И вы успокойтесь, не критикуйте меня, не просите меня, я сам не меньше вас понимаю, что с Россией рвать ни в коем случае нельзя. Мы – одна когда-то страна, мы – один народ, мы – от одного корня. Никогда ни с кем, наверное, мы не будем так тесно сотрудничать, как с Россией, даже в самые худшие времена. Поэтому мы нормализуем эти отношения. Вы увидите, они так же нормализуются, как неожиданно якобы испортились. В жизни всякое бывает... Может, Путин и прав, что «родственники тоже на одной кухне ссорятся». Поэтому найдем мы общий язык. Поэтому не надо потирать кому-то руки и думать, что «все, Лукашенко Беларусь увел непонятно куда». Не туда Беларусь я не поведу.

Поэтому не надо этих ёрничаний и разговоров о том, что «у нас с Россией на века испорчены отношения». Ничего не испорчено, потому что у нас есть там интересы, у России здесь тем более интересы, и друг без друга мы существовать не можем.

И я увидел на последнем саммите ОБСЕ, наблюдая за Президентом России. Там все видно: кто к кому как относится. И, наверное, Президент России увидел, что там было два человека, россиянин и белорус, которые в любой момент готовы защищать друг друга.

Поэтому успокойтесь, остыньте. И знайте, что Москва – это не чужой для нас город.

(Аплодисменты.)

О Таможенном союзе. Нужное и правильное дело. Свою позицию по данному вопросу мы четко обозначили. Односторонние изъятия и исключения по ключевым или чувствительным товарам сводят на нет всю суть экономической интеграции и не соответствуют международной практике таких союзов.

Беларусь за глубокую интеграцию, но на принципах равенства и недискриминации. Как принято в мире. Будем надеяться, что целенаправленные усилия последних месяцев по формированию следующего этапа – Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана – более глубокой интеграции, дадут результат, отвечающий именно таким принципам.

Через 2-3 дня мы очень серьезно в Москве будем обсуждать все эти проблемы.

Мы не можем и не будем забывать про другие страны СНГ, где наши конкурентные преимущества и деловая репутация исторически высоки и подкреплены конкретными результатами – это Украина, Азербайджан, Армения, Туркменистан, другие дружественные государства.

Иными словами, наша стратегия – многовекторная внешняя политика. А сегодня это уже вопрос национальной безопасности.

В современном мире нельзя замыкаться в одной географии. Это слишком рискованно.

Мы можем и должны выходить на новые перспективные рынки.

Взаимодействие с нашим дружественным Китаем для нас не просто стратегическое – это судьбоносное партнерство с мощнейшей мировой державой. Мы качественно продвинулись в инвестиционном сотрудничестве. Выходим на реализацию уникальных для нашей экономики проектов. И будем наращивать эту работу.

Белорусско-венесуэльское сотрудничество – это эффективные кооперационные связи, масштабные проекты в сферах нефтедобычи, нефтехимии, сейсморазведки, сейсмотехники, газификации, архитектуры и строительства, промышленности и сельского хозяйства.

Я перечислил все, что мы уже делаем в Венесуэле. Венесуэла – ключевой партнер Беларуси в Латинской Америке, база для расширения контактов со всеми государствами региона – Аргентиной, Бразилией, Кубой, Никарагуа. И тот, кто посмеивается над нашими отношениями с Уго Чавесом и с Венесуэлой, тоже успокойтесь. Это не просто страна. Первое место в мире по запасам нефти! Это американцы разведали в свое время и такую оценку дали. Первое место в мире! Мы там строим все за хорошие деньги, мы туда поставляем, продаем все, что производим, за хорошие деньги. И когда нас руководство страны и народ Венесуэлы просят: а вы нам это постройте, давайте СП, мы переносим все, что имеем, свои предприятия, туда. БелАЗы, МАЗы, сельскохозяйственные кооперативы, фермерские хозяйства строим там, жилые дома, аэродромы для военных, военно-техническое сотрудничество – мы по всем направлениям пошли в Венесуэлу.

И это не только Венесуэла. Это увидели соседи – Бразилия, Аргентина, Эквадор, Никарагуа, Куба, и они говорят: «И мы хотим так». Так что в этом плохого?
Мы закрепились на земле Венесуэлы. Мы готовы оттуда сотрудничать с другими государствами. Это дорогого стоит. То же самое мы гарантировали и в Венесуэле. И только тогда Венесуэла приняла решение по поставкам нам каждый год нефти, и мы подписали такие контракты. В Беларусь эта нефть пошла.

Многие, знаете, начали писать, особенно, я не хочу говорить, что это российские, никакие они не российские, это вражеские силы в России: «ну это же так невыгодно». Вы что, думаете, я сюда нефть бы вез, если бы она была убыточна?! Так у нас нефти убыточной хватает сегодня, не надо никуда ехать – Россия зальет завтра нефтью. Но мы, переработав по цене той, по которой Россия нам предложила в прошлом году нефть, окажемся не просто в тупике, а в яме. Это сплошные убытки. Поэтому я по миру начал искать нефть. И мы ее нашли –10 млн. тонн в год, самой качественной нефти «Санта-Барбара», легкой нефти (это эквивалент 13 миллионов российской нефти «Юралс»). Это половина нашего производства, что еще надо? Рентабельной нефти. Подчеркиваю – рентабельной нефти.

Я еще раз говорю, это не укол нашему союзнику и традиционному поставщику. Просто нам ее не дали, мы искали в другом месте, и мы ее нашли. И мы благодарны за это венесуэльскому народу и ее Президенту за то, что в труднейшую минуту он подставил плечо, поддержав нас.

Нам трудно было в начале года на нефтеперерабатывающих заводах, но сегодня, как мне Владимир Ильич Семашко докладывает, мы вышли на 100-процентную загрузку нефтеперерабатывающих заводов. Да! Вот и весь кризис.

Я думаю, что это наука всем, кто пытается с позиций силы разговаривать с Беларусью. В мире есть все. И все можно купить. И по нормальной цене. Только надо шевелиться. Под лежачий камень вода не течет.

Неплохо продвигаются наши отношения и экономическое сотрудничество с арабскими государствами – Египтом, Кувейтом, Катаром, Ливией, Ливаном, Оманом. Я дважды был с визитами в Сирии и Арабских Эмиратах и могу с уверенностью констатировать: для освоения емкого арабского рынка Беларусь имеет все необходимое.

Созданы хорошие возможности для расширения старых и поиска новых ниш в торговле, инвестиционном взаимодействии со странами Юго-Восточной Азии – Вьетнам, Индонезия, Малайзия.

В списке партнеров в Беларуси хотелось бы видеть Соединенные Штаты Америки – и отнюдь не на последнем месте этого списка. Разве у белорусов и американцев разные интересы в контексте современных глобальных вызовов и угроз? Нет. Но мы практически не задействуем возможности нашего экономического сотрудничества, хотя потенциал для этого есть немалый.

Бизнесмены США готовы инвестировать в Беларусь – это со всей очевидностью показали итоги визита в Минск американских деловых кругов. В ближайшее время мы новую партию американских бизнесменов ждем в Беларуси.

Мы искренне заинтересованы в установлении дружественных и взаимовыгодных отношений с США и готовы предпринять со своей стороны все необходимые шаги.

Но односторонние экономические санкции – это неверный инструмент, который дает и неверный результат. Он должен уйти в прошлое.

И как показали казахстанские встречи с нашими партнерами из США, я им очень благодарен за ту поддержку, которую они обязались (подписали соглашение!) оказывать нам в наукоемких проектах, в новых проектах, в том числе по атомной станции. Беларусь, я им сказал, ответит добром на эту позицию.

Вообще Беларусь открыта к диалогу, к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми странами мира. Принцип дружелюбия и бесконфликтности записан в нашей Конституции и подтвержден жизнью.

Национальная культура как неотъемлемая составляющая суверенитета

Благополучие нации определяется ее экономическим потенциалом. Понятно, что без него нет сильного государства. Но и без развитой духовной культуры тоже нет государства.

Культура формирует дух нации! Вот почему на передний план выдвигается задача нравственного воспитания человека, сохранения и упрочения культурных и идеологических основ государства и общества.

В Беларуси созданы необходимые условия для развития всех видов искусства и культуры.

Сегодня можно уверенно сказать: мы подняли культуру из развала, вытащили ее из политических разборок.

Вместе с тем надо признать, что потенциал национальной культуры недостаточно используется для формирования и укрепления международного имиджа страны.

Необходимо работать над созданием культурно-исторических брэндов, которые могли бы ярко, позитивно и полно представлять нашу страну за рубежом. У нас есть что показать и чем удивить иностранных гостей.

Искусство должно помогать ценить нашу историю, пробуждать в людях патриотические чувства, воспитывать высокие нормы морали и нравственности.

Нам остро не хватает высококлассных книг, спектаклей, кинофильмов о жизни нашей молодой страны, о жизни наших людей. Через искусство народ должен знать современников! И мы за эти фильмы, книги, «вершы» и прочее готовы платить немалые деньги. Дайте их!

Убежден, что белорусский народ продолжит пополнять мировую сокровищницу великими именами и произведениями.

Важнейшее национальное культурное достояние – это белорусский язык. Веками сложилось, что на нашей земле мирно и плодотворно уживаются два родственных языка. И, слава Богу, что они так ужились. И ни один из них от этого не пострадал. Мы сберегли от разрушения единый литературный белорусский язык. Не позволили его превратить в орудие политического противостояния и дискриминации.

И в дальнейшем никакой насильственной белорусизации, равно как и русификации, в стране не будет!

Признание белорусского и русского языков государственными отвечает как историческим традициям, так и современному состоянию языковой ситуации в стране. Это осознанный выбор нашего народа!

Общественное согласие и безопасность – главные условия прогресса

Будущее нашей страны определяется духовным здоровьем нации, которое вместе с высокими моральными принципами, патриотизмом, активной гражданской позицией составляют основу нашего общества, гарантируют его устойчивость и являются главным источником его развития.

Наши люди не приемлют экстремизма и политического радикализма, они против потрясений и политических дрязг. Всегда настроены на конструктив и поиск компромиссов, выступают против политического разделения. Наверное, в этом одна из причин того, что гражданское общество в Беларуси структурируется по партийному признаку не так активно, как в некоторых других странах.

За это часто меня упрекают: мол, нет политических партий, потому что Глава государства против. Неправда! Никогда не выступал против партий, плюрализма мнений, по-хорошему государственной дискуссии по вопросам развития нашей страны. Ну и правда заключается в том, что я и не пойду ни в какую партию, я из той партии не выходил, партийный билет, пусть это прозвучит непопулярно, у меня лежит в шкафу, на полке, с юношеских времен – он мне дорого обошелся. Поэтому ни в какую новую партию я не пойду, а той, к которой я принадлежал, уже не будет. Плохо это или хорошо – это дело вкуса каждого. Но я не против партий. Я только против одного – ни одна партия не должна создаваться сверху! И этого не будет, пока я Президент. Если эта партия созреет, если она начнет выкристаллизовываться снизу, от народа, она будет иметь свои корни – нельзя дом построить с крыши. Поэтому не буду я создавать никаких партий. Но партийное строительство я буду поддерживать всегда, если эти партии будут конструктивные, если они будут настроены на сотрудничество, если члены партии и лидеры будут любить свой народ, как люблю я, если они будут беречь свою страну, то милости просим, моя полная поддержка. Поэтому неправда, что я против партий.

Мощные, государственно настроенные политические партии – не помеха, а опора государственного устройства.

Но я категорически против, еще раз повторяю, искусственных образований, которые есть не что иное, как междусобойчики оторванных от жизни людей. Подобные структуры являются источником коррупции, злоупотреблений и даже экстремизма.

Сверху партии в Беларуси никто создавать не будет и еще более тратить на это народные деньги. Никаких бюджетных денег на партийное строительство мы из бюджета выделять не будем, нам есть куда направлять деньги и на что их тратить.

А то деятели из «диванных» партий, наспех состряпанных компаний и движений, когда у них начали иссякать зарубежные подачки, стали требовать бюджетного финансирования.

Захотят люди объединяться в партии – на здоровье, но только в строгом соответствии с нашим законодательством.

При этом я не понимаю, что это за партии, которые выступают за разрушение всего, что достигнуто белорусским народом за годы независимости, действуют по принципу «чем хуже, тем лучше».

В любом цивилизованном государстве такие политики были бы признаны маргинальными. А наши нарекают себя борцами за свободу и демократию, узниками совести и еще какими-то кличками. Неудивительно, что в этих партиях лишь горстка людей.

Что от них мы слышим сегодня? Бессовестные спекуляции популистскими обещаниями. Тут и заоблачные зарплаты, пенсии и пособия, полное снятие при этом налогов, установление один к одному курса рубля и доллара, ряд других фантастических посулов. Полная утопия и ни слова о реальных источниках для обеспечения обещанного.

Вы, наверное, заметили, что я не втягиваюсь в эту полемику и даже не критикую и все это не детализирую. Знаете почему? Потому что их идеологи камня на камне не оставляют от них после очередного выхода в прямой эфир. Камня на камне! Они сами их разбивают в пух и прах и задают один вопрос: люди добрые, вас 9 человек, скажите, откуда это возьмете? Мертвая тишина... Я думал, в дебатах что-то скажут, откуда возьмут. Нет. Оплевали и телевидение, оплевали и ведущих. Спасибо, что они выдержали, выстояли и не поддались на провокации. И что в результате? Вот действительно надо было устроить раньше эти выборы и показать всем, чего стоят лидеры этих партий.

Еще не придя к власти, уже берутся изменить конституционный строй и разрушить кропотливо сформированную систему управления страной. Наш народ этого не приемлет.

Партии должны объединять общество, а не работать на раскол.

Белорусская нация традиционно по своему менталитету бесконфликтна. Наша страна выгодно отличается своей стабильностью. В Беларуси нет распрей на культурной, этнической или религиозной почве.

И государство их никогда не допустит, какие бы провокации ни вбрасывались в наше общество извне. Все, кто живет на нашей земле – белорусы, русские, поляки, евреи, украинцы, я уже говорил, люди других национальностей, – это наши люди. И когда мне польский министр иностранных дел говорит о польском национальном меньшинстве, то я ему: «Стой, стой, дорогой, дальше не надо. Запомни, у нас нет никаких меньшинств. Это наши люди, запомни, это наши поляки, это мои поляки, которые живут в Беларуси и которые в 1994-м, когда один из политиков был у власти (он говорит, что из древнего белорусского рода, а на самом деле поляк), так поляки поддержали не его, а меня. Не Позняка, не Шушкевича, а меня! Почти сто процентов проголосовав.

Поэтому я говорю, что обязан этим полякам, которых у нас около трехсот тысяч, как своим родным белорусам, русским, украинцам. Поэтому никаких национальных меньшинств. Мы каждый год проводим смотр национальных культур.

Наша небольшая страна в центре Европы, в Гродно, собирает представителей всех национальностей. Мы никому не мешаем строить церкви, костелы, мечети, синагоги, буддистские храмы или еще что-то. Приходите и стройте. Хотите идти туда молиться – идите. Не хотите туда – пожалуйста, вместе со мной в центральный храм, с митрополитом Филаретом будем молиться и ставить свечки. Все в этом плане свободны. И вы это видите. И мы никогда от этого не отступим. Мы – самый интернациональный народ. И вы знаете, как бы меня ни сталкивали с этих рельсов, не удается и не удастся. Почему? Потому что величайшее достояние нашего народа, нашей нации, за что нас очень уважают, это то, что мы толерантны. Что мы терпимы. Что мы приветствуем всех. Что мы готовы напоить, накормить, спать уложить любого попавшего в беду. Это дорогого стоит! Я же не первый год Президент страны, полтора десятка, и где бы я ни был, как бы публично ко мне ни относились послы, дипломаты, что бы про меня там ни писали, ни говорили, но, когда мы встречаемся, они кланяются и говорят: «Спасибо вашему народу». Разве это достояние интернационализма и толерантности я как первый Президент должен угробить?! Это высочайшая черта нашей нации, к которой и я принадлежу, и все вы здесь сидящие! Поэтому мы будем беречь это, приумножать. Мы будем делать все, чтобы это сохранить, и даже в пику тем озлобленным людям, которые так шипят как внутри, так и за пределами нашей страны.

Мы всегда будем хорошими соседями. Мы всегда будем хорошими людьми для всех тех, кто к нам идет с миром.

Беларусь – это миролюбивое государство. Это заложено в менталитете нации и нашей Конституции.

Однако, как и любое государство, мы должны гарантировать свое устойчивое развитие, мир и покой в домах наших граждан в непростых современных условиях. И, если понадобится, защищать нашу страну.

Поэтому я сегодня говорю, не трогая и не в коем случае не критикуя: я выдержал уже эти месяцы, выдержу и остальные две недели, не критикуя своих оппонентов. Я только хочу сказать одно: друзья мои, на площадь вы выйдете, на улицу, еще куда-то, страну вы не получите. Мы вам ее не дадим растерзать, потому что она нам дорого стоила!

(Продолжительные аплодисменты.)

Сегодня Беларусь может надежно противостоять и внешним, и внутренним угрозам. Она полностью обеспечивает свою безопасность, отдавая приоритет невоенным средствам.

Принятая недавно новая Концепция национальной безопасности четко определила ориентиры и задачи в этой области. Здесь главные требования – упреждение негативных тенденций, адаптация силовых структур к меняющимся условиям, быстрое реагирование на возникающие внешние и внутренние угрозы.

Необходимо сосредоточить внимание на гуманизации уголовного права и законодательства об административных правонарушениях. В ближайшие год-два этот процесс должен быть завершен. В том числе надо обратиться к вопросу о целесообразности сохранения смертной казни. И это не подыгрывание Западу.

С точки зрения криминогенной ситуации, которая значительно улучшилась, есть все предпосылки для неприменения данного вида наказания. Но, принимая окончательное решение, мы будем ориентироваться только на мнение людей. Когда настаивают: отменяй смертную казнь (мне европейцы об этом говорят и прочие), вводи мораторий и так далее, я говорю, что я на это не имею права. У нас состоялся референдум, более 80 процентов населения высказалось за сохранение этой чрезвычайной меры, и я не могу пойти против всего народа. Мы делаем замер в обществе: количество людей, которые требуют оставить смертную казнь, не уменьшается. Как я могу пойти против народа?! Да, мы будем работать с людьми, да, мы будем их убеждать, но это мнение людей. Это – закон. Если мы себя объявили народным государством, мы не можем отойти от мнения людей.

Поэтому мы спокойно, целенаправленно, по-белорусски работаем в этом направлении. Я уже не хочу на этой теме больше останавливаться. Будет время, я вам расскажу о тех чрезвычайных приговорах, которые были применены, и вы сами скажете: могли те люди жить, которые лишены жизни, или нет. Когда они убивали семьи, когда в ваннах топили детей, нанося этим детишкам 3-летним по 10, 15 ранений ножом. Разве такие люди способны в нашем обществе жить? И это всего два человека. За что нас критиковать? Так покритикуйте американцев, китайцев покритикуйте. У них смертная казнь применяется, да еще как. Нет, ну так это же китайцы и американцы. Там же не покритикуешь. А здесь можно. Поэтому давайте без перекосов, давайте без двойных стандартов. И потерпите, наберитесь терпения. Мы не людоеды здесь. И не надо говорить о кровожадности Президента там или еще кого-то. Не во мне дело. Дай Бог, чтобы президенты в Европе любили так свой народ, как я люблю свой белорусский народ. Поэтому в этом меня упрекать не надо. Но я должен быть справедлив и принципиален. И этот вопрос стоит в области справедливости и принципиальности. Спокойно мы решим и эту проблему.

И еще, нам надо самым тщательным образом проанализировать существующие в обществе острые вопросы. Я попросил своих доверенных лиц встречаться с людьми. Составить свод вопросов, которые сегодня требуется решить. И доверенные лица пошли в народ: все начальники, чиновники, вся «вертикаль», которая так не нравится нашим «альтернативным». Все пошли в народ – мне надо знать, чем дышит человек. И мы должны по результатам этой кампании составить свод вопросов, которые мы должны решить. Решить в том ключе, как я говорил: крышу в многоэтажном доме, балкон и прочее отремонтируем мы, а это – сделаете вы. И мы такой свод составляем. И по ходу принимаем решение, если где-то надо принимать эти решения.

Предвыборная кампания и встречи с людьми показали неудовлетворенность со стороны граждан, что меня удивило, деятельностью судов и правоохранительных органов в целом. Это, пожалуй, вторая после жилищно-коммунального хозяйства резонансная проблема. По крайней мере, по данным Минска. Это уже «камень в огород» Президента.

Категорически заверяю всех, что уже в первом полугодии будущего года будут приняты принципиальные и решительные меры по наведению порядка в правоохранительной системе, устранению болевых точек, которые вызывают озабоченность людей.

Но в связи с этим хочу и предупредить: если кто-то потирает руки и рассчитывает на то, что Президент с подачи так называемых «альтернативных» завтра введет люстрацию, разгонит КГБ, разгонит спецслужбы, всех накажет, пересажает, как они обещают, в тюрьму... Ребята, успокойтесь, смотрите, чтобы сами туда не угодили. Никого вы не посадите, у вас такого нет права и не будет, я надеюсь. Поэтому не надо пугать правоохранительные органы, не надо пугать КГБ, не надо пугать милицию, родные мои. Милиция – это ваши дети. Милиция такая, какое наше общество, какие мы сами. И вы знаете, там действительно много нерешенных вопросов, о которых я сказал. И мы их решим. За полгода решим. Но я никому не позволю, чтобы хоть волосок упал с головы военного человека, милиционера, чекиста или сотрудника спецслужбы, которые худо-бедно обеспечили нам спокойную жизнь. Москвичи удивляются: у вас до 12 часов на улице дети гуляют, некоторые без родителей. Для нас это – естественно, а для некоторых это – неимоверная удача. Так что, милиция к этому не приложила руку? Что, милиция на это не работает? Я – главнокомандующий Вооруженными Силами, и всеми доступными способами я буду защищать военных людей и спрашивать с них на всю катушку. Это право мне дано Конституцией. И ни один волос с их головы с чьей-то подачи не упадет. И никаких люстраций и тюрем нет и быть не может. Мы прошли те времена, когда пугали людей «тройками», когда их запугивали тюрьмами и так далее.

Поэтому я прошу и в этом плане – утихомириться!

Общий для всех нас приоритет – обеспечение мира, спокойствия и безопасности на белорусской земле, надежная защита граждан от преступных посягательств и угроз их жизни и благополучию.

Экономический рост, социальный прогресс и демократическое развитие страны возможны только при консолидации и сохранении единства нашего общества. Для решения этой задачи у нас имеются все необходимые экономические, социальные и политические ресурсы, вековые духовные традиции.

Уважаемые товарищи!

Так распорядилась судьба, что вся новейшая история Беларуси оказалась связанной с глубокими переменами. Это требует от нации неимоверных усилий, настойчивости, мудрости и предвидения.

Мы с достоинством проходим этот нелегкий путь.

Мы заложили мощный экономический фундамент, поставили крепкие идейные опоры общества, создали надежную систему национальной безопасности.
Словом, возвели свой дом, имя которому Беларусь.

Теперь наша основная задача обустроить его, защитить, сберечь его.

У нас для этого есть всё!

Никогда еще за годы независимости наша страна не обладала таким высоким экономическим, научно-технологическим и кадровым потенциалом.

Никогда мы не опирались на столь богатый опыт хозяйственного управления, борьбы и побед над, казалось бы, непреодолимыми проблемами экономической разрухи и вызовами мирового кризиса.

Все это – бесценный капитал, созданный героическим трудом нашего белорусского народа. Результат нашей с вами совместной работы.

Но сегодня каждый из нас должен усвоить: мало просто мечтать и говорить о счастливом будущем. Его надо творить самим. Засучив рукава. Начиная с сегодняшнего дня.

Более того – созданное трудом народа нам надо всемерно защитить! И мы это сделаем! Тот, кто мечтает о революции, должен успокоиться. Мы лимит революций исчерпали в прошлом веке!

Мы не собираемся ослеплять людей фейерверком безумных идей и невыполнимых обещаний.

Наша цель – реальная, земная: чтобы завтра белорусский народ жил лучше, чем сегодня.

Путь определен: от сохранения того, что создано, сделано, добыто совместным трудом, – к многократному приумножению благосостояния белорусского народа и страны.

Наша сила в том, что мы едины. Вместе мы – Беларусь, и вместе мы добьемся большего.

Сделаем наш дом – родную Беларусь – красивым, уютным и богатым , чтобы в нем было комфортно жить нам, нашим детям и внукам.

Согласитесь, эта великая и святая цель заслуживает того, чтобы с полной отдачей во имя ее осуществления работать не покладая рук. Благодарю за внимание.

(Аплодисменты.)

© Пресс-служба Президента Республики Беларусь

© Фото БЕЛТА

© 2010-2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Разработка БЕЛТА

ГУО БелМАПО Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет КИИ МЧС РБ Гомельский государственный университет им. П. О. Сухого Белорусский государственный медицинский университет Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина

Московская 17, Минск, 220007, Республика Беларусь

e-mail: post@pac.by

Телефон: (+375 17) 229-51-11
Факс: (+375 17) 222-82-64

© 2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь