Повышение квалификации
Повышение квалификации

Проблемы социального регулирования рынка труда в послевоенный период: опыт Германии

Проблемы социального регулирования рынка труда в послевоенный период: опыт Германии

Автор: Морозова Н.Н., Космач С.А.

Морозова Наталья Николаевнакандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и предприятий Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Космач Сергейстудент 3 курса специальности «Государственное управление и экономика», Академия управления при Президенте Республики Беларусь.

Послевоенные годы для большинства государств–годы интенсивного восстановления экономики, разрушенной в период войны. Страны постепенно переходят на мирные рельсы, избирая путь развития, формируя принципиально новую политику: оборонную, внешнеэкономическую, социальную и т.д. Концептуальные основы новой политики были заложены и в Германии, экономика которой находилась на стадии глубокой рецессии, когда государство было разделено на два самостоятельных–ФРГ и ГДР. Тяжелое состояние экономики Германии усугублял повсеместный демонтаж оборудования промышленных предприятий, проведение которого было принято на Потсдамской конференции. Подорванной оказалась и социальная сфера: рост числа безработных сопровождался массовыми акциями протеста, социальные гарантии отсутствовали вовсе. Построение новой экономики в Германии позволило говорить в будущем не только о «немецком экономическом чуде», но и о стране со «щедрой социальной политикой». Поэтому для постсоветских государств опыт Германии в социальных вопросах и, в частности, по регулированию рынка труда может выступать в качестве приоритетного. Основы социальной политики Германии были сформулированы Людвигом Эрхардом, министром экономики, а затем и федеральным канцлером Германии, суть которой состояла в децентрализации социального обеспечения. Социальной задачей государства было не распределение социальных благ, а обеспечение условий деятельности индивидов, способных создавать эти блага и самостоятельно заботиться о себе. Предполагалось, что государство должно оказывать социальную помощь сообразно моральным установкам общества, если это касается действительно нуждающихся людей (инвалидов, сирот, немощных пожилых людей и т.д.). При этом всячески призывалось бороться против любого проявления иждивенчества. Такая жесткая постановка вопроса объяснялась экономическими причинами: разрушенная войной экономика Германии просто не могла выдержать тяжелое бремя социальных задач. Рыночная экономика породила рыночную социальную модель–ту систему, которая в модернизированном виде существует и сейчас. Социальная модель Германии расширялась деятельностью правительственных кабинетов, направления работы которых в регулировании рынка труда представлены в Таблице 1.

Таблица 1Деятельность правительственных кабинетов Федеративной Республики Германии

Годы

Кабинет

Направления социальной политики

1949–1953

Кабинет Аденауэра I

  • Создание системы пенсионного обеспечения через налоговые платежи
  • Создание профсоюзов
  • Закон о поддержке пострадавших на войне
  • Ориентированность на США

1953-1957

Кабинет Аденауэра II

1957-1961

Кабинет Аденауэра III

1961-1962

Кабинет Аденауэра IV

1962-1963

Кабинет Аденауэра V

1963-1965

Кабинет Эрхарда I

  • Институт страхования по уходу за больными
  • Расширение пенсионного страхования
  • Децентрализация социального обеспечения (налоговая привязка)

1965-1966

Кабинет Эрхарда II

1966-1969

Кабинет Кизингера

  • Страхование работающих на случай болезней

1969-1972

Кабинет Брандта I

  • «Восточная политика» (объединение рынков труда)

1972-1974

Кабинет Брандта II

1974-1976

Кабинет Шмидта I

  • Дерегуляция рынка труда
  • Снижение защиты от увольнений
  • Уменьшение пособий по безработице

1976-1980

Кабинет Шмидта II

1980-1982

Кабинет Шмидта III

1982-1983

Кабинет Коля I

  • Институт страхования по уходу за больными
  • Умеренная социальная политика

1983-1987

Кабинет Коля II

1987-1991

Кабинет Коля III

1991-1994

Кабинет Коля IV

1994-1998

Кабинет Коля V

1998-2002

Кабинет Шредера I

  • Hartz-реформы (4 реформы): обязательные выплаты безработным, временная занятость, переквалификация и др.

2002-2005

Кабинет Шредера II

2005-2009

Кабинет Меркель I

  • Демографический подход к рынку труда: активная миграционная политика

2009- по наст.

Кабинет Меркель II

Как видно из таблицы, социальное регулирование рынка труда ФРГ прошло планомерный процесс. Современная система социальных гарантий была создана уже в конце 20-го века, когда были приняты Hartz-реформы и она базируется на системе страхования. Hartz-реформы не только ввели институт частичной занятости, переквалификацию безработных, но и предопределили систему гарантированных социальных выплат безработным. Система социальных выплат безработным стала весьма дифференцированной, что делает ее еще более надежной. Сегодня уровень безработицы в Германии рекордно мал за последние 20 лет и составляет 7,2% от экономически активного населения, гарантированный размер пособия по безработице составляет 374 евро.

Что касается СССР, в состав которого входила и нынешняя Республика Беларусь, то перед ним также стояли важные задачи по восстановлению послевоенной экономики, но в отличие от Германии советская система даже перед лицом огромнейших затрат на экономическое возрождение не могла позволить себе отхода от уже установившихся в предвоенные годы социалистических принципов социальной политики. Главенствующая роль в ней, как известно, принадлежала государству, которое само определяло, кто и в каких размерах имел право на социальные пособия. Политика социализма выступала в роли главного инструмента формирования социальной политики. Именно она почти в неизменном виде сохранилась до сегодняшнего дня.

Нужно сказать, что стартовые концептуальные постулаты социальной политики ФРГ и постсоветских стран были если не диаметрально противоположными, то, в большинстве своем, значительно отличались друг от друга. В одном (немецком) случае главными субъектами финансирования социальных программ выступали сами граждане, в другом (советском)–государство. Однако в дальнейшем обе эти социальные линии, видоизменяясь и развиваясь, дали экономическое обоснование назвать модель развития обоих государств «социально-ориентированная экономика». Этот факт сам по себе примечателен, поскольку очевидно своеобразное воплощение марксистского тезиса о единстве противоположностей: ФРГ постепенно расширяет присутствие государства в социальной сфере, а постсоветские страны вводят в нее некоторые рыночные механизмы.

Таким образом, германский подход социального регулирования рынка труда являлся эффективным не только в 20-ом веке, но является эффективным и сегодня. Данный подход может быть своего рода примером для постсоветских государств. Существуют факторы, объективно способствующие данному процессу–определенная близость правовых систем, конституционно декларированные социально-трудовые права граждан, использование универсальных международно-правовых актов в регулировании трудовых отношений, социальная ориентация экономики.

© 2010-2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Разработка БЕЛТА

ГУО БелМАПО Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет КИИ МЧС РБ Гомельский государственный университет им. П. О. Сухого Белорусский государственный медицинский университет Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина

Московская 17, Минск, 220007, Республика Беларусь

e-mail: post@pac.by

Телефон: (+375 17) 229-51-11
Факс: (+375 17) 222-82-64

© 2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь