№1 (38)

20 ЛЕТ АКАДЕМИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Поздравление Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко.

А. Н. Морозевич. 20 лет развития
Выступление ректора Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктора технических наук, профессора А. Н. Морозевича на торжественном собрании, посвященном 20-летию со дня основания Академии управления.

А. В. Ивановский. Научно-исследовательская работа и инновационная деятельность Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Анализируется становление научной работы, обосновывается выбор направлений научных исследований и инновационной активности Академии управления. Приводятся основные результаты исследования и инноваций, на которых сосредоточены усилия ученых вуза.

Л. П. Ганчарик, М. С. Шибут. Инновационные технологии в образовательном процессе Академии управления
Применение инновационных технологий электронного обучения в образовании позволяет эффективно обучать государственных служащих, повышать их трудоспособность и создавать благоприятные условия для профессионального роста.

И. И. Ганчеренок, Т. А. Пранник. Международная деятельность Академии управления при Президенте Республики Беларусь как ключевой элемент обеспечения качества управленческого образования
Представлена динамика деятельности Академии управления при Президенте Республики Беларусь в сфере международного сотрудничества. Обосновывается ведущая и катализирующая роль международной деятельности ведущего управленческого вуза в подготовке национальной управленческой элиты и обеспечении качества практико-ориентированного образования.

А. А. Анохин. Библиотека Академии управления в информационном обеспечении образовательного процесса и научных исследований
Библиотека Академии управления при Президенте Республики Беларусь рассматривается в статье как основа информационной среды вуза, которая должна предоставлять возможности удовлетворения образовательных, научных (информационных) потребностей пользователей путем оптимизации системы обеспечения доступа к информационным ресурсам.

А. Н. Морозевич, О. Н. Солдатова. Учебно-методическое объединение по образованию в области управления: вместе к новому качеству подготовки управленцев
Одним из ключевых факторов устойчивого развития Республики Беларусь является формирование кадрового корпуса управленцев, обладающих высочайшим уровнем компетентности, способных вывести страну на передовые позиции в мире. Решение этой задачи требует существенного наращивания качества образования в области управления. Особая роль отводится учебно-методическому объединению по образованию в области управления, в состав которого входит 21 вуз страны. За 8 лет деятельности на базе Академии управления при Президенте Республики Беларусь данное объединение достигло существенных результатов в упорядочении системы подготовки управленческих кадров, создании научно-методического обеспечения, внедрении инновационных образовательных технологий, форм и методов обучения и др. Сегодня перед учебно-методическим объединением стоят новые задачи, успешная реализация которых позитивно отразится на экономическом и инновационном развитии государства.

А. Г. Шрубенко. Управленческое образование: методология лидерства
Полагают, ни одной из составляющих триады «прошлое – настоящее – будущее» нельзя отдавать предпочтение. 20 лет жизни Академии управления могли бы быть реконструированы под разными углами зрения. Например:
1) сосредоточиться на «истории вопроса»,
2) подвергнуть анализу опыт функционирования,
3) сфокусироваться на формировании потенциального облика вуза.
Как «история вопроса» знание о прошлом необходимо, чтобы не повторять пройденное, избежать ошибок. Другая ипостась предшествующего развития касается обстоятельств успешности, когда уроки извлекаются не только из содержания деятельности, но и способов ее организации, инноваций. Об этом шла речь в публикации проф. А. Г. Шрубенко «Академия управления при Президенте Республики Беларусь: от истоков к будущему» (Проблемы управления, 2008 г., № 1 (26)).
На сей раз предлагается авторское видение методологии обеспечения требований Главы государства к президентской Академии, кадрам управления. На системной основе рассматриваются вопросы собственно управления, содержание понятия «вуз вузов» и движения Академии управления к новому качеству как «сверхзадачи», одаренные и талантливые как один из источников пополнения управленческой элиты, практикоориентированность управленческой подготовки, грани лидерства в управленческом образовании.

СЕРИЯ А
(ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ, СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ)

М. В. Мясникович. Научный и духовно-культурный потенциал нации – основа устойчивого развития Республики Беларусь
Отражены приоритеты, направления и важнейшие компоненты государственной политики и научно-технической деятельности в сфере духовно-культурного потенциала белорусской нации, исключительно актуальной в условиях инновационного социально-экономического развития Республики Беларусь.

А. Н. Косинец. Создание благоприятного бизнес-климата в Витебской области
Рассматриваются приоритетные направления развития Витебской области за последние 15 лет. Анализируется динамика экономического потенциала и внешнеэкономической деятельности региона, вопросы строительства жилья и социальных объектов, благоустройства населенных пунктов, развития малых и средних городов, инфраструктуры сферы услуг, эффективности использования ресурсного и кадрового потенциалов.

И. В. Войтов. Наиболее проблемные вопросы инновационного и научно-технического развития Республики Беларусь в 2010 году и пути их решения, задачи научно-технической сферы на 2011 год
Анализируются наиболее проблемные вопросы инновационного и научно-технического развития Республики Беларусь в 2010 г. и предлагаются пути их решения.

А. В. Смирнов. Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана (из Послания Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 28 января 2011 года)
Как известно из мировой истории, в качестве основных факторов развития производства использовались земля, капитал, ручной труд. Промышленная революция XVII в. резко усилила роль сырья.
В современном индустриально-информационном обществе ситуация в корне изменилась: в качестве главных факторов развития производства выступают конкурентоспособность промышленности, экономическая целесообразность, темп инноваций в технологиях. Эти факторы, в свою очередь, все в большей мере зависят от состояния знаний и интеллектуальных способностей кадров.
Преимущества стран все меньше и меньше определяются богатством природных ресурсов или наличием дешевой рабочей силы и все больше – техническими инновациями и конкурентным применением знаний, или и тем, и другим – в сочетании.
Будущее принадлежит странам, чьи народы наиболее продуктивно используют информацию, знания и технологии; чем качественнее подготовка специалистов, способных адаптироваться к изменяющимся условиям и технологиям на протяжении всей жизни, тем эффективнее экономическое развитие страны.

Рамеш Чандер. Информационные и коммуникационные технологии
В лекции, прочитанной в Академии управления, представлен общий обзор развития информационных и коммуникационных технологий в Индии.

А. С. Горшков. Эффективность в государственном управлении: проблемы и методы оптимизации кадрового потенциала
Анализируются результаты практического применения методики расчета численности сотрудников исполнительных органов государственной власти. Основное внимание уделено вопросам реализации методики для получения корректных результатов расчетов, а также вопросам их эффективного использования при управлении кадровым потенциалом государственной службы.

Ю. В. Ковбасюк. Украинский опыт профессиональной подготовки государственно-управленческих кадров
Рассмотрены базовые подходы к функционированию системы профессиональной подготовки государственно-управленческих кадров в Украине. Изложен опыт профессиональной подготовки государственных служащих в Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, ее основные характеристики и особенности.

И. Н. Барциц. Социальная эффективность государственного управления: модели, критерии, российский опыт внедрения
Рассматривается социальная эффективность государственного управления, а также ее модели, критерии оценки эффективности, презентуется российский опыт внедрения некоторых из них.

Н. М. Ижа, Н. Э. Красностанова. Формирование стратегии устойчивого развития региональной системы
Рассмотрены предпосылки выполнения концепции устойчивого развития и необходимость ее использования в современных условиях. С учетом мировых тенденций развития науки управления предложена модель формирования структуры устойчивого развития региональной системы.

Е. М. Бабосов. Наука и христианство: возможности диалога и сотрудничества
Сопоставляются социологический, философский и богословский подходы к сущности и роли науки. Изложены семь основных принципов, которыми руководствуются в диалоге науки и религии и в своем сотрудничестве Президиум НАН Беларуси и Белорусская православная церковь.

В. П. Вишневская. Развитие самосознания личности – один из доминирующих психологических факторов противодействия коррупции
Рассматриваются некоторые психологические аспекты противодействия коррупции, в частности развитие самосознания личности. Обращается внимание на целесообразность учета динамики антикоррупционного самосознания личности руководителей разного уровня управления в процессе кадрового обеспечения управленческой деятельности.

И. В. Котляров. Православные ценности в современном белорусском обществе: социологический анализ
На основе данных социологических исследований проанализированы состояние религиозности и конфессиональная структура современного белорусского общества. Обоснована роль Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и нравственных традиций белорусского народа. Рассматриваются функции православных ценностей как моральных регуляторов социального поведения.

В. С. Горбунов. Развитие эффективного управленческого образования в российской высшей школе и МГУУ ПМ
Анализируется современный этап развития управленческого образования в российской высшей школе, обобщается опыт решения проблемы компетентностного подхода к формированию специалистов в Московском городском университете управления Правительства Москвы. На основе личностно-деятельной модели подготовки специалистов формулируются виды аттестации и их соответствие компетенциям профессиональной подготовленности выпускника МГУУ ПМ.

К. И. Вайсеро. Статус преподавателя как фактор развития эффективного управленческого образования
Существует взаимосвязь между статусными позициями и эффективностью образовательного процесса, в котором участвует педагог. Особую значимость это явление приобретает при подготовке управленческих кадров, так как статус – непременный атрибут управленческого влияния. Статус преподавателя – это положение педагога в системе социальных и межличностных отношений, а также мера его влияния на других людей. Он складывается из совокупности элементов юридического, экономического, этического и социально-психологического плана.

А. В. Байдачная. Современные инновационные инфраструктуры в системе управления развитием науки и экономики
Рассматриваются основные элементы инновационной инфраструктуры, дается их описание и определение, приводятся направления поддержки инновационной деятельности в Республике Беларусь.

М. Г. Семерикова. Особенности формирования ценности семейного образа жизни в молодежной среде
Рассматриваются актуальные вопросы формирования ценности семейного образа жизни в молодежной среде с учетом основных приоритетов в развитии белорусского государства. Представлены результаты эмпирического исследования и анализ полученных данных.

СЕРИЯ В
(ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ, ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ)

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх Всея Беларуси. Совесть как ключевое понятие воспитания
Выступление Высокопреосвященного Митрополита Минского и Слуцкого Филарета посвящено основным аспектам духовно-нравственного воспитания человека, гражданина в обществе.

П. П. Латушка. Культура – стратэгічны рэсурс дзяржавы
Аналізуецца дзяржаўная палітыка ў галіне культуры ў 2006-2010 гг., вызначаюцца асноўныя палажэнні Канцэпцыі і праекта Дзяржаўнай праграмы «Культура Беларусі» на 2011-2015 гг.

А. А. Каваленя. Iдэi хрысцiянскай маральнасцi ў духоўнай спадчыне старажытнай Беларусi
На аснове шырокага гісторыка-культурнага кантэксту хрысціянізацыі ўсходнеславянскіх зямель сістэматызуюцца ўяўленні аб інтэгратыўнай і культуратворчай ролі хрысціянскіх духоўна-маральных каштоўнасцей, шляхах уваходжання і замацавання ў этнакультурным асяроддзі ўсходняга славянства, гістарычна прагрэсіўнай ролі прыняцця хрысціянства як важнейшага фактара цывілізацыйнага развіцця Беларусі.

Йонг-Кук Пак. Международное сотрудничество – опыт Республики Корея
Представляются направления сотрудничества между Республикой Беларусь и Республикой Корея.

С. Г. Кара-Мурза. «Оранжевые» политические технологии
Лекция Сергея Гергиевича Кара-Мурзы, прочитанная им в Академии управления при Президенте Республики Беларусь в феврале 2011 года на семинаре «СНГ. 20 лет после СССР», организованной при участии Аналитического центра ЕсооМ.

А. А. Лазаревич. Наука, рациональность, нравственность
Рассматривается проблема соотношения нормативных значений научно-рационального знания и духовно-нравственных ценностей в современной культуре. Обосновывается продуктивность интегральных форм сознания, характеризующих целостность мировоззрения человека.

Б. М. Лепешко. Экуменические тенденции и самоопределение личности: к пониманию сущности процесса
Рассмотрены некоторые проблемы, вытекающие из современного экуменического (глобализационного) процесса. Обосновывается положение, согласно которому иерархия ценностей должна быть выстроена на основе традиционных национальных приоритетов. Аргументируется тезис, связанный с пониманием неизбежности переживания белорусским обществом своего рода духовного катарсиса.

С. П. Винокурова. Наука и религия: проблема социального доверия
Приводится философско-методологический анализ проблемы социального доверия как условия поддержания устойчивости и развития духовной сферы современного белорусского общества в контексте диалога и сотрудничества науки и религии.

К. В. Чуешов. Некоторые общие вопросы обеспечения прав акционеров
Статья посвящена общим вопросам правового регулирования осуществления прав акционеров. Особое внимание уделено общим принципам осуществления и защиты прав акционеров, а также проблемам их законодательного закрепления.

Т. Н. Пунько. Договоры в семейном праве
Проводится анализ проявления диспозитивности в семейном праве, целесообразности ныне установленных законом границ правовой свободы участников рассматриваемых отношений.

В. А. Малашевич. Правовое регулирование транзита грузов в двусторонних соглашениях государств – участников СНГ
Рассматриваются положения двусторонних соглашений, регламентирующих транзит грузов в СНГ. Анализируется специфика правового регулирования свободы транзита грузов в международных договорах Республики Беларусь с государствами-участниками Содружества.

Ю. В. Лукашевич. «Восточное партнерство»: плюсы и минусы для Республики Беларусь
Рассматриваются факторы, являющиеся приоритетными в отношениях между Республикой Беларусь и Европейским союзом. Также делается акцент на практической стороне двустороннего сотрудничества, в том числе по линии инициативы Европейского союза «Восточное партнерство».

© 2010-2017 Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Разработка БЕЛТА

ГУО БелМАПО Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет КИИ МЧС РБ Гомельский государственный университет им. П. О. Сухого Белорусский государственный медицинский университет Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка Могилевский институт МВД Республики Беларусь Белоруcский Государственный Университет Транспорта Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины Гомельский государственный медицинский университет Белорусский Государственный университет информатики и радиоэлектроники Могилевский институт МВД Республики Беларусь Барановичский государственный университет Могилевский государственный университет

Московская 17, Минск, 220007, Республика Беларусь

e-mail: post@pac.by

Телефон: (+375 17) 229-51-11
Факс: (+375 17) 222-82-64

© 2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь