Повышение квалификации
Повышение квалификации
Главная Авторитетное мнение Белорусское правительство намерено в 2014 году продолжить курс на сбалансированность макроэкономических пропорций

Белорусское правительство намерено в 2014 году продолжить курс на сбалансированность макроэкономических пропорций

Белорусское правительство намерено в 2014 году продолжить курс на сбалансированность макроэкономических пропорций

И. НОВИКОВА,

заведующий кафедрой экономической теории, доктор экономических наук, профессор

Белорусское правительство намерено в 2014 году продолжить курс на сбалансированность макроэкономических пропорций

Белорусское правительство намерено в 2014 году продолжить выработанную стратегию на сбалансированность экономики, чтобы ликвидировать наметившиеся дисбалансы. Такое мнение высказала корреспонденту БЕЛТА заведующая кафедрой экономической теории Академии управления при Президенте Беларуси доктор экономических наук профессор Ирина Новикова, комментируя проекты прогноза развития и бюджета Беларуси на 2014 год.

Эксперт отметила достаточно взвешенный подход правительства по  важнейшим прогнозным показателям, заложенным в документах на 2014 год. В частности, ВВП запланирован на уровне 103,3% к уровню 2013 года, притом что на предыдущие годы закладывался более высокий показатель. В то же время некоторые прогнозные параметры достаточно амбициозны, и для их выполнения потребуется интенсивная работа, обратила внимание Ирина Новикова. Так, в 2014 году экспорт планируется увеличить на 11,6%. Однако эксперт считает этот показатель оправданным. "Мы малая открытая экономика, поэтому задача ставится правильно. Так как мы сами не можем потребить все, что производим, нужно наращивать экспорт и, прежде всего, на те рынки, где мы еще представлены недостаточно, к примеру в Африку, Латинскую Америку", – отметила она. 

В прогнозе на 2014 год заложены источники для улучшения ситуации с платежным балансом страны, счет текущих операций которого в настоящее время имеет большое отрицательное сальдо. Эксперт обратила внимание на то, что ситуация не катастрофична, так как многие страны имеют дефицит по счету текущих операций, однако его можно уравновесить положительным сальдо по счету движения капитала, сбалансировав таким образом платежный баланс. В частности, в следующем году планируется привлечь $2,5 млрд. прямых иностранных инвестиций. "Это достаточно внушительная цифра, но если разделить ее на численность нашего населения, то получится всего по $250 на каждого человека. Для сравнения: США в 2011 году привлекли $9,17 тыс. на душу населения. Многие страны, которые интенсивно развиваются, также привлекают по несколько тысяч долларов прямых иностранных инвестиций на душу. Наши соседи в 2011 году привлекли: Россия – $4,55 тыс. на одного занятого ($2,4 тыс. на душу населения), Казахстан – $2,8 тыс. ($1,4 тыс.), Украина – $2,68 тыс. ($1,3 тыс.), Литва – $9,38 тыс. ($4,7 тыс.), Латвия – $11,18 тыс. на одного занятого ($6,4 тыс. на душу населения)", – отметила Ирина Новикова. Выполнение задания по привлечению $2,5 млрд. прямых иностранных инвестиций станет для Беларуси началом балансировки платежного баланса, подчеркнула она.

Ирина Новикова затронула предстоящее в 2014 году повышение уровня возмещения населением услуг ЖКХ до 35% с нынешних 24%. Она обратила внимание на то, что в 2010 году этот параметр уже был достигнут, однако затем в связи с экономическими сложностями значительно снизился. Эксперт не видит никакого негатива в поэтапном повышении возмещения услуг ЖКХ. "Если будут работать предприятия, люди будут получать заработную плату, будут расти реальные доходы, можно без особого ущерба для кошелька выделять большую сумму на оплату ЖКХ", – полагает Ирина Новикова.

При этом она считает вполне реальным выдержать запланированный на 2014 год среднегодовой обменный курс национальной валюты на уровне Br9,8 тыс. за $1. Однако для соблюдения этого параметра требуется выполнить несколько условий: привлечь прямые иностранные инвестиции в запланированном объеме, получить 6-й транш кредита АКФ ЕврАзЭС, реализовать намеченные планы по приватизации. Вполне взвешенным является, по мнению эксперта, и прогнозируемый на 2014 год показатель инфляции – 11%.

Эксперт коснулась темы соотношения уровня заработной платы с уровнем производительности труда. На протяжении последних лет здесь наблюдался явный перекос в пользу заработной платы. В 2014 году планируется исправить положение дел, обеспечив опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом реальных доходов населения. "Это правильно, потому что часть тех средств, которые будут получены за счет производительности труда, предприятия смогут направлять на модернизацию, – отметила Ирина Новикова. – Важно грамотно распорядиться полученными средствами". Касаясь заработной платы в бюджетной сфере, эксперт поддержала запланированное повышение уровня зарплаты в образовании и здравоохранении за счет сокращения численности бюрократического аппарата. "Поставлена задача оптимизировать бюджетную сферу, за счет высвобожденных благодаря этому средств будут повышаться заработные платы тем, кто хорошо работает. Иными словами, если хирург хорошо делает операции, а над ним сидят 10 чиновников, то если 9 чиновников освободить от должности, за счет их заработной платы можно существенно повысить оплату труда профессионала", – отметила Ирина Новикова.

Вместе с тем, по мнению эксперта, на 2014 год не совсем правильно снижено финансирование науки по сравнению с 2013 годом. В технологически развитых и бурно развивающихся странах этот параметр составляет минимум 2,5% ВВП. В Беларуси финансирование науки находится в пределах 0,7% ВВП. "Это очень маленькая доля, в развитых странах, когда наука финансируется на уровне менее 1% ВВП, говорят о деградации научных исследований и науки в целом. В то же время программой социально-экономического развития на 2011–2015 годы поставлена задача перейти на инновационный путь развития. То есть у нас должна быть сформирована инновационная экономика. Ее будет трудно сформировать со столь низким финансированием", – отметила эксперт. Необходимо привлекать в науку не только государственные, но и частные средства. "Такого опыта в Беларуси пока нет, но к этому надо стремиться", – отметила она. Закон о государственно-частном партнерстве, который планируется принять в скором времени, позволит привлечь деньги частного бизнеса, в том числе в инновационную сферу. Пока же нет частных инвестиций в науку, снижать ее государственное финансирование не совсем правильно, считает эксперт.

 

БелТА 20.11.2013

© 2010-2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Разработка БЕЛТА

ГУО БелМАПО Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет КИИ МЧС РБ Гомельский государственный университет им. П. О. Сухого Белорусский государственный медицинский университет Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина

Московская 17, Минск, 220007, Республика Беларусь

e-mail: post@pac.by

Телефон: (+375 17) 229-51-11
Факс: (+375 17) 222-82-64

© 2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь