Повышение квалификации
Повышение квалификации
Главная Авторитетное мнение Что ожидает НАТО?

Что ожидает НАТО?

Что ожидает НАТО?

С. КИЗИМА,
заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор политических наук, доцент

Что ожидает НАТО?

Глобализация зачастую преподносит весьма неприятные сюрпризы тем, кто ее инициировал и всеми силами развивал.

Одним из таких зачинщиков глобализации является НАТО, военно-политический блок, представляющий и защищающий на мировой арене интересы западных стран. Что может ожидать НАТО в грядущие два десятилетия?

Первой долгосрочной тенденцией станет сокращение финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении стран, которые входят в НАТО. Хронические экономические проблемы, растущий государственный долг, слишком высокий уровень жизни, не соответствующий больше снижающимся возможностям экономик, не позволят странам – членам НАТО выделять прежние суммы на военные расходы. Собственно, так уже и происходит: по итогам 2011 года только около 10 % стран – членов НАТО смогли соблюсти минимальные критерии финансирования, предусматриваемые правилами членства в организации. Соответственно, будут снижаться военно-стратегические возможности НАТО и количество военных баз за пределами стран-членов.

Второй глобальной тенденцией станет сокращение доли затрат стран – членов НАТО в мировых военных расходах. Современная доля затрат – около 60 % всех мировых расходов – неизбежно будет сокращаться. В силу этого будет возрастать военно-стратегическое значение тех стран, доля которых в мировых военных расходах будет возрастать. Это прежде всего Китай, Россия, Индия и Бразилия.

В-третьих, легко можно предсказать возрастание конкуренции в сфере продаж оружия на мировом рынке вооружений. Очень серьезные амбиции по выходу на этот высокодоходный рынок имеет Китай, усиленно развивающий военно-технологический потенциал. Тот факт, что по числу поданных патентных заявок в 2011 году КНР впервые опередила США, свидетельствует о том, что эти амбиции имеют серьезные основания.

Утрата западными странами части прежних рынков продаж в незападном мире повлечет для них и серьезные геополитические потери. Не секрет, что, полностью вооружая продаваемым оружием ту или иную незападную страну, Запад тем самым получает и ее политическую лояльность – ведь в том случае, если она отвернется от Запада, он может перестать поставлять запчасти для проданных вооружений, и боеспособность армии начнет быстро падать. А это серьезная угроза для обороноспособности. В будущем, когда страны НАТО перестанут лидировать в продажах вооружений для незападных стран, там неизбежно возрастет влияние тех стран, которые заместят западное оружие своим. Этому переделу рынка вооружений будут способствовать и ухудшающиеся финансовые возможности западных стран по кредитному сопровождению сделок – между тем растущие незападные экономики по этому аспекту будут находиться в выигрыше, изобильно кредитуя покупателей своего оружия.

В-четвертых, от активного вмешательства в дела всего мира НАТО будет вынуждено перейти к обороне в пределах западного региона. И еще неизвестно, пожелает ли взять усиливающийся Китай на себя функции военного присутствия в тех регионах, откуда вынужденно уйдет НАТО.

В-пятых, усилия НАТО по развитию противоракетной обороны (ПРО) в регионах, находящихся на границе России и Китая, будут вызывать растущее раздражение у обеих стран, поскольку снижают их возможности по ядерному сдерживанию потенциальной агрессии Запада. Россия и Китай будут вынуждены вкладываться как в совершенствование своих ПРО, так и в разработку средств преодоления ПРО. Своеобразная гонка вооружений в этой сфере приведет к быстрому развитию ракетных и противоракетных технологий, которые могут быть позаимствованы не вовлеченными в противостояние странами, террористическими группировками и усложнить международную безопасность.

В-шестых, можно ожидать возрастания противоречий между членами НАТО. Учитывая разный потенциал западных экономик, часть из них будет в возрастающей степени зависеть от инвестирующих и предоставляющих доступ на свои рынки крупных незападных стран, в особенности Китая. При этом они не будут заинтересованы в серьезной активности в рамках НАТО. В этих условиях возрастающая способность незападных стран диктовать политическую повестку ряду попадающих в зависимость западных стран будет подрывать дееспособность НАТО на мировой арене. Вполне возможно, что вскоре НАТО придется отказаться от консенсуса.

В-седьмых, неизбежно возрастание имиджевого ущерба для организации. НАТО на пике своего могущества в 1991–2008 годах могло похвастаться достаточно малым числом удачных операций. Если в условиях изобилия ресурсов НАТО не смогло продемонстрировать успешность, то с учетом растущей нехватки ресурсов вряд ли число успехов возрастет. Также негативным фактором для НАТО будет, как и сейчас, тесная связь в общественном мнении имиджа организации с имиджем США. Соединенные Штаты склонны действовать импульсивно, не считаясь с мировым общественным мнением, и все их неудачные действия традиционно связываются с НАТО. А с учетом нервозности элит США из-за стремительного роста конкуренции со стороны Китая вероятность поспешных и непродуманных действий, которые будут негативно восприниматься в мире, возрастает.

Таким образом, НАТО прошло пик своего могущества, и с каждым годом его влияние на мировые процессы будет сокращаться. Ключевая ошибка Западом была сделана в 1990-х годах. Тогда НАТО нужно было распустить и создать новую региональную организацию по безопасности, включающую всех основных противников по «холодной войне», с обязательным участием России. Неспособность сделать это из-за предрассудков и недоверия к бывшим противникам, а также элементарного нежелания делиться с ними, когда весь мир уже казался взятым под западный контроль, поставила НАТО в нынешнюю сложную ситуацию.

Газета "Рэспублiка" 16.04.2013

© 2010-2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Разработка БЕЛТА

ГУО БелМАПО Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет КИИ МЧС РБ Гомельский государственный университет им. П. О. Сухого Белорусский государственный медицинский университет Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина

Московская 17, Минск, 220007, Республика Беларусь

e-mail: post@pac.by

Телефон: (+375 17) 229-51-11
Факс: (+375 17) 222-82-64

© 2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь