Повышение квалификации
Повышение квалификации
Главная Авторитетное мнение 2012 год ТНК «Беларусь»: перспективы развития модели

ТНК «Беларусь»: перспективы развития модели

ТНК «Беларусь»: перспективы развития модели

С. КИЗИМА,
заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь,
доктор политических наук, доцент

ТНК «Беларусь»: перспективы развития модели

В августе 2009 года в журнале «Беларуская думка» была опубликована моя статья под необычным названием: «ТНК «БЕЛАРУСЬ». В ней я утверждал: «Если очевидно, что в глобальной экономике все выгоды окажутся в руках ТНК, то почему Беларуси не стать одной из них, своеобразной «корпорацией корпораций», получив все выгоды от того, что угадана тенденция будущего?»

Трансформация экономики в 2011–2012 годах подтверждает обоснованность сделанного в 2009 году предложения. Поставлена задача объединить крупные и средние предприятия Беларуси в холдинги, которые за счет укрупнения смогут более успешно конкурировать с огромными субъектами хозяйствования на международной арене. Очевидно и то, что укрупнение субъектов хозяйствования улучшит возможности по координации государством их деятельности, позволит более целенаправленно и с большей отдачей финансировать их модернизацию. Решает проводимое укрупнение и кадровую задачу. Совершенно очевидно, что одна из главных проблем Беларуси, как и любой модернизирующейся экономики, заключается в хронической нехватке квалифицированных управленцев для огромного количества субъектов хозяйствования. Укрупнение субъектов хозяйствования до уровня холдингов позволит гарантировать, что, по крайней мере, во главе холдингов будут стоять наиболее способные управленцы, которые смогут подтянуть до своего уровня или сформировать заново команду эффективных управленцев на низших уровнях. Одной из главных задач в сфере создания холдингов на данный момент как раз и является решение двух главных аспектов: выявление самых способных управленцев, которые смогут возглавить холдинги, и предоставление им полномочий по преодолению кадровых проблем в подчиненных предприятиях. Глава холдинга должен уметь влиять на отстранение неэффективных управленцев, не способных перестроиться на задачи максимизации экспорта и повышения рентабельности, заменяя их людьми пусть и с меньшим опытом, но способными обучиться у него самым эффективным технологиям менеджмента и хозяйственной деятельности в условиях глобализации.

Очевидным примером потенциально успешной ТНК может стать холдинг «Белорусские продукты», о создании которого стоит задуматься. В постсоветских странах прекрасно знают высокое качество белорусских продуктов, и подобный холдинг сможет сразу же пользоваться уже хорошо раскрученным брендом. Главной задачей должно будет стать дальнейшее повышение качества и цен на экспортируемые белорусские продукты, чтобы избежать нынешнего парадокса: при лучшем качестве они зачастую продаются дешевле местной продукции на внешних рынках. В рамках одного холдинга белорусские производители уже не будут сбивать цены друг другу при экспорте, что позволит увеличить выручку для всех добросовестных производителей.

Облегчится и станет более эффективной работа министерств. Вместо тщетных попыток постоянно взаимодействовать с руководителями тысяч предприятий, с чем заведомо не способно справиться ограниченное число чиновников, речь пойдет о планомерной работе с десятками. Вместо контроля и наставлений министерства должны переключиться на всемерную поддержку экспансии холдингов на внешних рынках. Через посредническую роль министерств несколько десятков холдингов и образуют ТНК «БЕЛАРУСЬ» – гибкий механизм по повышению рентабельности входящих предприятий, уровня жизни граждан и эффективности государственного управления.

Важным вопросом является и то, до какой степени концентрации должно дойти укрупнение белорусских субъектов хозяйствования. Представляется, что перспективы очевидны. Чем большей совокупной капитализацией, ресурсами, товаропроводящими сетями обладает в условиях глобальной экономики хозяйственный субъект, тем с большей степенью эффективности он может решать экономические задачи. Имеет смысл трансформировать основную хозяйственную активность в Беларуси в деятельность 20–30 крупнейших субъектов хозяйствования с преимущественно государственной формой собственности, капитализация которых должна им позволить сразу или со временем войти в топ-2000 крупнейших корпораций мира. Белорусские активы должны интернационализироваться, снижая риски от функционирования в рамках одного географического пространства, ограниченного государственными границами. Создаваемые в Беларуси прото-ТНК должны широко взаимодействовать с иностранными ТНК, обучаясь у них эффективному менеджменту, кооперируясь в хозяйственной деятельности, совершенствуя экспортную стратегию.

Параллельно могут формироваться и будущие белорусские ТНК с преимущественно или полностью негосударственной формой собственности на базе уже существующих крупных негосударственных субъектов хозяйствования. Все будущие белорусские ТНК должны обязательно перейти к листингу на ведущих мировых биржах, чтобы легче интегрироваться в глобальный хозяйственный комплекс и получать более дешевые кредитные ресурсы за рубежом.

В отношении крупных государственных предприятий задачи укрупнения очевидны. Что же делать в сфере частного бизнеса? Как я писал в 2009 году, «главная задача – добиться развития тех видов частного бизнеса, которые смогут более эффективно обслуживать интересы государственных экспортоориентированных предприятий, будут сами ориентированы на экспорт своей или иной отечественной продукции, приступят к замещению импортной продукции отечественной». Уроки начала 2011 года, когда 7000 фирм завалили рынки Беларуси импортной продукцией, в изобилии получая для этой цели дешевые кредитные ресурсы из государственных банков и даже не пытаясь параллельно экспортировать белорусские товары и услуги, сделали эту мысль очевидной. С весны 2011 года стратегия государственного управления с совершенной ясностью донесла идею ориентации на экспорт и импортозамещение до каждого чиновника, и теперь банковские ресурсы концентрируются на обслуживании интересов белорусских экспортеров, а частная фирма, занимающаяся чистым импортом, не может рассчитывать на благосклонное отношение на любом уровне власти. Радует сложившееся в результате положительное сальдо внешней торговли по итогам первых двух месяцев 2012 года. Если в январе–феврале 2011 года отрицательное сальдо составило 1,35 миллиарда долларов, то за соответствующий период 2012 года страна оказалась в плюсе, продав товаров и услуг на 839 миллионов долларов больше импорта. Проводимое укрупнение субъектов хозяйствования повышает шансы на подобное развитие событий и в будущем.

Газета «Рэспубліка» 08.05.2012

© 2010-2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Разработка БЕЛТА

ГУО БелМАПО Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет КИИ МЧС РБ Гомельский государственный университет им. П. О. Сухого Белорусский государственный медицинский университет Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина

Московская 17, Минск, 220007, Республика Беларусь

e-mail: post@pac.by

Телефон: (+375 17) 229-51-11
Факс: (+375 17) 222-82-64

© 2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь