Повышение квалификации
Повышение квалификации
Главная Авторитетное мнение 2012 год Радиомост Беларусь–Украина: Таможенный союз в фокусе

Радиомост Беларусь–Украина: Таможенный союз в фокусе

Радиомост Беларусь–Украина: Таможенный союз в фокусе

С. КИЗИМА,
заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь,
доктор политических наук, доцент

Радиомост Беларусь–Украина: Таможенный союз в фокусе

На прошлой неделе состоялся радиомост «Киев–Минск: Таможенный союз или «3+1»: оптимальная формула для Украины», организованный Первым национальным каналом Белорусского радио в сотрудничестве с Национальной телерадиокомпанией Украины. С украинской стороны в нем участвовали Сабухи Темиров – координатор программ по экономическим вопросам секретариата ГУАМ (Организация за демократию и экономическое развитие), и Владимир Фесенко – руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента». С белорусской – директор Центра европейской интеграции политолог Юрий Шевцов и автор этих строк. Задачей радиомоста было выяснить: как себя ощущает Беларусь в Таможенном союзе и стоит ли Украине вступать в него или по-прежнему настаивать на формуле «3+1» – Таможенный союз плюс Украина?

Исходя из этого, неудивительно, что первый вопрос с украинской стороны был задан о том, что собой представляет Таможенный союз и в чем его ценность для участвующих стран? Отвечая на этот вопрос, я отметил, что ТС является формой кооперации России, Беларуси и Казахстана по защите общего таможенного пространства от нечестной конкуренции со стороны других стран, включая продажу импортной продукции по ценам, которые могут разорить отечественные предприятия. В новых условиях глобализации для поднятия уровня жизни населения и развития экономики необходимо модернизировать промышленность, ориентируя ее на экспорт, и преодолевать болезненные последствия деиндустриализации 1990-х годов, когда под сладкие песни о «ненужности» промышленности все три страны начали резко сокращать объем промышленного потенциала. Беларусь опомнилась раньше всех, и теперь по ее стопам пошли и Россия, и Казахстан. Особенно поучительными для России и Казахстана оказались уроки кризиса, начавшегося в 2008 году: обе страны с сырьевой экспортной ориентацией прочувствовали, как опасно зависеть от мировых цен на сырье в условиях глобализации, и начали процесс развития промышленного потенциала, в котором на данный момент Казахстан делает наибольшие успехи. Ну а в рамках Таможенного союза модернизировать имеющиеся заводы и строить новые легче, чем без него. При этом основной акцент нужно делать на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Я ответил при этом, что деиндустриализация 1990-х плохо отразилась и на Украине: ВВП на душу населения в Беларуси, приступившей с 1994 года к программе спасения промышленности, в отличие от Украины, составляет теперь, по данным МВФ, 15 000 долларов, а в Украине он в два раза меньше – 7200 долларов. Деиндустриализация ударила и по потенциалу внешней торговли Украины: если по итогам 2011 года у Украины товарооборот составил 151 млрд. долларов, то у Беларуси, население которой почти в пять раз меньше, он был менее чем в два раза меньше – 86 млрд. долларов.

В своем ответном выступлении Владимир Фесенко отметил, что деиндустриализация в Украине в 1990-х годах была связана с сокращением чрезмерно разросшегося Военно-промышленного комплекса (ВПК). Важной задачей в выборе Украины между отношениями в рамках Таможенного союза и ассоциацией с Евросоюзом, включающей Зону свободной торговли, является предотвращение раскола украинской нации. Сабухи Темиров рассказал о важности для Украины Зоны свободной торговли, которая была создана в рамках ГУАМ, позволяющей увеличить экспорт украинских товаров в Молдавию, Грузию и Азербайджан. На вопрос ведущего с украинской стороны, нет ли в Беларуси ощущения, что Россия выступает в роли старшего, Юрий Шевцов в своем выступлении отметил, что важно помнить о той роли, которую до Таможенного союза играла интеграция в рамках Союзного государства России и Беларуси. То, что реализуется в рамках Таможенного союза, основано на наработках в рамках Союзного государства. При этом роль белорусского государства сохраняется, и, несмотря на свою ведущую роль в Таможенном союзе, Россия не подавляет в нем Беларусь. Были некоторые опасения по поводу того, что крупные предприятия из России при поддержке государства могут негативно повлиять на ситуацию в Беларуси, но этого не произошло и, видимо, не произойдет. Из-за резкого сокращения ВПК в 1990-х годах страны СНГ утратили часть мирового рынка вооружений, который вместо них заняли западные страны. Что касается перспектив Украины в рамках разных интеграционных проектов, то говорить о равенстве предложений со стороны Евросоюза и Таможенного союза не приходится. Таможенный союз предлагает Украине полностью равноправное участие с правом блокирующего голоса в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Евросоюз видеть Украину равноправным членом в своих рядах не хочет, предлагая ей лишь некую «ассоциацию», а говоря по-простому – связь. И выбор для Украины прост: либо законный брак в Таможенном союзе, либо сомнительная связь с ЕС, без гарантий учета своих интересов и возможности влиять на решения, принимаемые в ЕС в отношении Украины. Владимир Фесенко ответил на это, что Украину больше всего интересует не членство в ЕС, а выход на 500-миллионный рынок ЕС, который позволит модернизировать экономику страны и привлечет инвесторов из Евросоюза. Он привел в качестве примера «промышленный бум», которым охвачены Польша и Словакия. В своем ответном выступлении я отметил, что секрет интереса инвесторов из ЕС к Польше и Словакии, как, впрочем, и к Чехии, Венгрии и Словении, достаточно прост и кроется в географическом расположении этих стран прямо у границы экономического ядра Евросоюза. Подобного интереса нет к странам, которые слишком удалены от границ Германии, Италии и Франции, и к числу этих стран относятся Латвия, Литва, Эстония, Украина, Беларусь, Румыния и Болгария. И пока стоимость рабочей силы в странах, расположенных прямо у порога самых мощных экономик ЕС, не сравняется со стоимостью рабочей силы в них самих, инвестор из Германии, Италии или Австрии не пойдет ни в Литву, ни в Латвию, ни в Украину, независимо от того, являются ли они членами ЕС или войдут с Евросоюзом в некую ассоциацию. Единственным рецептом выживания и развития украинской экономики является вхождение в Таможенный союз, что позволит получить намного более низкие цены на энергоресурсы, без чего невозможна модернизация украинской экономики. А Юрий Шевцов напомнил украинской стороне, что предложением о вхождении Украины в Таможенный союз не стоило бы пренебрегать, поскольку Таможенный союз усиливает конкурентоспособность на мировом рынке входящих в него стран и ослабляет конкурентоспособность предприятий Украины. Затягивание с присоединением к Таможенному или Европейскому союзам влечет за собою рост экономических потерь Украины.

Газета «Рэспубліка» 01.11.2012

© 2010-2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Разработка БЕЛТА

ГУО БелМАПО Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет КИИ МЧС РБ Гомельский государственный университет им. П. О. Сухого Белорусский государственный медицинский университет Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина

Московская 17, Минск, 220007, Республика Беларусь

e-mail: post@pac.by

Телефон: (+375 17) 229-51-11
Факс: (+375 17) 222-82-64

© 2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь