Повышение квалификации
Повышение квалификации
Главная Авторитетное мнение 2012 год Новый центр силы многополярного мира

Новый центр силы многополярного мира

Новый центр силы многополярного мира

С. КИЗИМА,
заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь,
доктор политических наук, доцент

Новый центр силы многополярного мира

После 2008 года, когда США оказались не способны повлиять на поведение России в военном конфликте по поводу событий в Южной Осетии, мир перестал быть однополярным, и началось активное формирование новой многополярной мировой системы. Помимо США, на все большее влияние на международной арене претендуют Евросоюз, Россия, Китай, Индия и Бразилия. Но не стоит забывать и об исламском измерении мирового порядка. В исламском мире за лидерство борются Иран, Турция, Индонезия, Пакистан и ряд других государств с большим населением. Для примера, в Индонезии насчитывается 237 миллионов граждан, в Пакистане – 177 миллионов, в Иране и Турции население уверенно приближается к 80 миллионам. На этом фоне небольшие по населению страны, входящие в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), не всегда привлекают то внимание, которого заслуживают. А зря.

Шестого марта 2012 года 6 членов блока – Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Бахрейн, Оман и Катар – объявили, что переходят к переформатированию своего сотрудничества из регионального блока в конфедерацию. Совокупное население будущей конфедерации составит около 45 млн. человек, размер территории – 2 572 797 кв. км, а объем ВВП превысит 1400 млрд. долл. Таким образом, если по размеру населения будущая конфедерация будет значительно уступать любому из вышеперечисленных крупных исламских государств, то по размеру территории и объему ВВП конфедерация их существенно опередит. ВВП Турции и Индонезии почти в два раза меньше, ВВП Ирана меньше в три с половиной раза, а объем экономики Пакистана меньше почти в 8 раз. Более чем вероятно, что в будущую конфедерацию будут приглашаться и другие страны, которые существенно увеличат ее ресурсный потенциал. Возможно, именно она и станет в результате интеграционным центром исламского мира.

И до этого влияние блока данных государств на события в мире нельзя было назвать незначительным. Именно ССАГПЗ повлиял на события в Ливии, поощрив своих западных союзников использовать санкцию ООН для военной борьбы с Муаммаром Каддафи. У членов блока не сложились с ливийским лидером отношения, которые бы их устраивали. Нельзя забывать и об огромном влиянии, которое нефтеносные государства Персидского залива имеют на мировую энергетическую безопасность. На днях крупнейший банк Катара «QNB Capital» обнародовал данные исследования, в соответствии с которым существующие запасы углеводородов в недрах стран Персидского залива оцениваются в 65 трлн. долл., исходя из современных цен. А это почти треть от мировых запасов нефти и газа, оцениваемых в 200 трлн. долл. По мнению катарского банка, при нынешних темпах добычи запасов нефти в регионе должно хватить приблизительно еще на 70 лет, а газа – на 118 лет. Но, учитывая, что темпы добычи растут (так, только Кувейт намерен вчетверо увеличить добычу нефти к 2020 г.), объем нынешней добычи будет резко увеличиваться. А это влечет за собой и увеличение другого важнейшего фактора, несоразмерного немногочисленному населению, влияния ССАГПЗ на мировые процессы – огромной концентрации имеющихся у стран блока финансовых ресурсов.

Роль стран Персидского залива в мировых финансах совершенно грандиозна. Так, в конце 2011 года одна только Саудовская Аравия смогла оттеснить Россию с много лет занимаемого ею третьего места по объему золотовалютных резервов (ЗВР) на четвертое. Саудовские ЗВР в размере 556 млрд. долл. представляют собой примерно десятилетний ВВП Республики Беларусь. ЗВР пяти остальных стран Персидского залива превышают 121 млрд. долл. Эти суммы кажутся грандиозными, но и они меркнут на фоне других принадлежащих данным государствам активов. Речь идет о государственных инвестиционных фондах, принадлежащих странам ССАГПЗ, интересы которых представлены по всему миру. По оценке Института исследования суверенных фондов, в данных фондах у шести стран Персидского залива сконцентрировано более 1720 млрд. долл., что составляет около трети объемов финансов, сосредоточенных во всех принадлежащих государствам инвестиционных фондах мира.

При этом у государственных инвестиционных фондов ССАГПЗ есть еще одна очень важная особенность: в свое время они получили очень широкие возможности по инвестированию в западные страны. О таких возможностях государственным инвестиционным фондам России и Китая остается лишь мечтать. В силу этих возможностей страны Персидского залива очень могущественны на западной политической арене и успешно влияют как на внешнюю, так и на внутреннюю политику крупнейших западных государств. Интересы государств Персидского залива обслуживают сотни влиятельных западных политиков и лоббистов, крупных бизнесменов и ведущих представителей массмедиа. Этим, кстати, объясняется и необычная отстраненность западных стран от серьезной критики доминирующих в регионе жестких монархических режимов, не говоря уже об обсуждении возможности введения каких-либо санкций за пренебрежение западными «стандартами подлинной демократии», – бизнес-интересы стран ССАГПЗ и Запада переплелись так, что их невозможно разделить. Но в этом таится и угроза для самостоятельности стран Запада в мире будущего — по мере роста могущества незападных государств они будут использовать подобные инструменты для подчинения западных стран себе. И западные политики прекрасно понимают эту угрозу. Не случайно госсекретарь США Хиллари Клинтон в своем выступлении 19 февраля 2012 года на встрече министров иностранных дел стран G-20 вновь поднимала эту тему. И, несомненно, можно быть уверенными, что страны ССАГПЗ не упустят свой шанс.

Не стоит забывать и о медиавозможностях будущей конфедерации. Катар в 1996 году создал международную телекомпанию «Аль-Джазира», которая за это время стала чрезвычайно известна и оказывает серьезное глобальное информационное влияние.

Можно смело ожидать, что все указанные ресурсы, а также множество других будут обращены будущей конфедерацией на приобретение лидерских позиций в исламском мире. А они, в свою очередь, будут трансформироваться в рост влияния стран ССАГПЗ на мировой арене в целом. Поэтому можно только приветствовать те очень позитивные контакты и перспективы, которые складываются между странами Персидского залива и Беларусью.

Газета «Рэспубліка» 06.04.2012

© 2010-2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Разработка БЕЛТА

ГУО БелМАПО Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет КИИ МЧС РБ Гомельский государственный университет им. П. О. Сухого Белорусский государственный медицинский университет Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина

Московская 17, Минск, 220007, Республика Беларусь

e-mail: post@pac.by

Телефон: (+375 17) 229-51-11
Факс: (+375 17) 222-82-64

© 2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь