Повышение квалификации
Повышение квалификации
Главная Авторитетное мнение 2012 год На принципах справедливости

На принципах справедливости

На принципах справедливости

С. КИЗИМА,
заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь,
доктор политических наук, доцент

На принципах справедливости

Хотелось бы, чтобы Союзное государство трансформировалось со временем в Евразийский союз, куда бы вошел и Казахстан. Чтобы не дублировать какие-то процессы интеграции в рамках будущего Евразийского союза, а развиться из Союзного государства в новую форму. Президент Беларуси Александр Лукашенко говорил, что если в рамках Таможенного союза, ЕЭП и будущего Евразийского союза будет достигнут тот же уровень интеграции, что существует сейчас между Россией и Беларусью, то почему бы Союзному государству не перерасти из одной формы в другую. При этом образуется новое Союзное государство при участии не двух, а трех стран.

Что же сдерживает такой вариант развития событий? Например, то, что Казахстан имеет определенную настороженность. Естественно, что Казахстан – это государство с населением в 16 миллионов человек, с огромными запасами природных ресурсов (уран, газ, нефть, молибден и т.д.) и, по большому счету, в ресурсном плане ни от кого не зависит. И такой важный фактор для Беларуси, как минимизация стоимости природных ресурсов в рамках интеграции с Россией (где все это есть), для Казахстана никакого значения не имеет. У казахстанской стороны другие задачи: к примеру, реорганизовать свой промышленный комплекс так, чтобы он мог работать на своих природных ресурсах, производя высокотехнологичную продукцию. Учитывая, что Казахстан – страна большая по площади и богатая по запасам ресурсов, ее ориентация в интеграционных процессах имеет две приоритетные стороны: военную безопасность и обеспечение развития высокотехнологичного производства. Но сложно говорить о том, что Казахстан уверенно, без сомнения, подойдет к вопросам такого уровня интеграции, какая уже есть в Союзном государстве: общая система ПВО, общая военная группировка войск.

Есть также определенные сомнения в создании наднациональных органов на политическом уровне и обеспечении друг другу серьезных гарантий. Та грань военной безопасности, что будет достигнута в рамках ОДКБ после проведения в жизнь новых решений декабрьского саммита, и тот уровень технологического пространства, необходимого для создания и модернизации высокотехнологичного казахстанского промышленного комплекса, что появятся после введения в действие ЕЭП, могут показаться достаточными для руководства Казахстана. И тогда Союзное государство, несмотря на Евразийский союз, сохранится и в будущем, потому что имеет большую степень интеграции, чем будет иметь Казахстан, Россия и Беларусь в рамках ЕЭП и Таможенного союза. То есть судьба Евразийского союза будет варьироваться прежде всего в зависимости от позиции, которую займет Казахстан.

И, конечно же, важна роль России. На какую степень политической интеграции готова пойти Россия с двумя другими странами, учитывая, что это одна из крупнейших стран мира с огромным количеством ресурсов. Ведь нужно учесть тот фактор, что важнейшие политические решения эта страна хочет принимать самостоятельно. А скоро речь пойдет и о присоединении к евразийской интеграции в продвинутом формате и других государств, того же Кыргызстана для начала, и полномочиями при политической интеграции придется делиться и с ними.

Поэтому любой вариант формирования и развития Евразийского союза, охватывающий политические структуры, должен дать совершенно четкие, адекватные гарантии всем участникам интеграционных процессов, что они сохранят за собой важнейшие полномочия. А если в интеграционный центр и будут переданы некоторые политические полномочия, страны-участницы должны быть уверены в том, что это не принесет вреда их экономике, суверенитету, безопасности. А ведь и многие экономические или финансовые вопросы также имеют огромное значение.

Если мы говорим, например, о введении единой валюты в рамках ЕЭП, то должны принять во внимание опыт ЕС, где, как мы видим, есть много известных преимуществ единой валюты. К примеру, введя единую валюту в ЕЭП, можно снизить издержки на процедуру обмена валюты (например, не меняя белорусский рубль на российский и наоборот). Сокращая данные расходы, можно увеличить и рост ВВП. Но нельзя забывать, что у единой валюты есть и серьезные недостатки. Когда объединяешь экономики разного уровня и разной специализации, то, естественно, из них страдает самая уязвимая. В рамках трех стран, входящих в ЕЭП, наиболее уязвимой экономикой является Беларусь. У нее нет огромных природных ресурсов, которые можно экспортировать, как это делают Казахстан и Россия, и за счет этого решать все возникающие проблемы. При наличии собственной валюты возникшие проблемы в экономике можно решить за счет высокой инфляции, сохранив рабочие места и действующие производства, что и произошло в Беларуси в 2011 г. Но при наличии единой валюты с другими странами, хорошо обеспеченными иностранной валютой, о какой инфляции для решения возникших проблем можно говорить? Возьмем пример ЕС. Какая инфляция возможна в Греции, если в Германии все хорошо? Германия не хочет инфляционировать евро, чтобы помочь Греции. То есть в этой ситуации есть серьезные ограничения.

Можно резюмировать, что потенциал Союзного государства состоит в расширении его в формат «тройки» (Евразийский союз) или большего количества государств. Важным является включение в интеграционный процесс и Украины, но пока это остается заветным желанием. Если же расширение не реализуется, Союзное государство будет по-прежнему крайне важной интеграционной структурой неограниченное количество лет, потому что ни России, ни Беларуси от него отказываться не имеет смысла.

Подчеркну, что главное в интеграции, конечно же, это принцип справедливости. Принимаемые решения должны быть выгодными для всех сторон, участвующих в интеграции. Если вдруг в рамках интеграции начинают приниматься невыгодные для одной из сторон решения, интеграция тут же затормаживается, ведь суверенные полномочия по-прежнему есть у всех.

Газета «Рэспубліка» 12.01.2012

© 2010-2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Разработка БЕЛТА

ГУО БелМАПО Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет КИИ МЧС РБ Гомельский государственный университет им. П. О. Сухого Белорусский государственный медицинский университет Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина

Московская 17, Минск, 220007, Республика Беларусь

e-mail: post@pac.by

Телефон: (+375 17) 229-51-11
Факс: (+375 17) 222-82-64

© 2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь