Повышение квалификации
Повышение квалификации
Главная Авторитетное мнение 2012 год Китайская политика России и Беларуси

Китайская политика России и Беларуси

Китайская политика России и Беларуси

С. КИЗИМА,
заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь,
доктор политических наук, доцент

Китайская политика России и Беларуси

Республика Беларусь установила отношения стратегического партнерства высокого уровня с Китайской Народной Республикой, успешно развивается сотрудничество во внешней политике, на подходе реализация крупнейших экономических проектов. Но насколько такая ситуация выглядит гармоничной с точки зрения наших теснейших партнерских отношений с Российской Федерацией, не вызовет ли прогресс белорусско-китайских отношений непонимание в Москве? Отметим, что сценариями «недовольства» России тесными отношениями Минска и Пекина особенно пугают читателей оппозиционные журналисты и «аналитики».

Чтобы разобраться в этом, необходимо оценить, каковы на данный момент российско-китайские отношения. Стратегические интересы Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе на настоящий момент отражены в майском Указе Президента «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации». В нем указывается, что Россия планирует наращивать участие в региональных интеграционных процессах в целях содействия ускоренному социально-экономическому развитию регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, продвигать инициативы по формированию в Азиатско-Тихоокеанском регионе новой архитектуры безопасности и сотрудничества, разработать дополнительные предложения для включения в повестки дня восточноазиатских саммитов и диалогового партнерства Россия – АСЕАН, углублять равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие с Китайской Народной Республикой. Совершенно очевидно, что Китаю во внутренней и внешней жизни России отводится очень важное место как в целях развития прилегающих к Китаю регионов России, так и при формировании новой архитектуры безопасности и сотрудничества в АТР, при этом речь ведется о равноправии и доверии в российско-китайских отношениях. Помимо этого, указывается, что Российская Федерация планирует активно задействовать различные формы многосторонней дипломатии, включая БРИКС, «Группу двадцати», «Группу восьми», Шанхайскую организацию сотрудничества.

Дополнительное представление о текущем уровне отношений России и Китая и о возможных перспективах содержится в статье Владимира Путина «Россия и Китай: новые горизонты сотрудничества», опубликованной в газете «Жэньминь жибао» перед визитом российского президента в Китай в начале июня. В ней отчетливо прослеживаются и надежды России на выгоды от совместных усилий на международной арене. В частности, Владимир Путин указывает, что «любой трезвомыслящий политик, эксперт в области экономики и международных отношений сегодня сознает, что глобальную повестку невозможно сформировать и реализовать «за спиной» России и Китая, без учета их интересов». Очевидно, что российский президент нацелен на создание альянса России и Китая, который будет совместно противостоять попыткам принятия важнейших решений в мировой политике без учета мнения как России, так и Китая. И примеры такого сотрудничества уже налицо по вопросу Сирии и Ирана. Именно совместные усилия России и Китая спасают Сирию от «ливийского» варианта развития событий, а Иран – от военных сценариев пресечения атомной программы страны. Статья также ориентирует Россию и Китай на усиление торгового сотрудничества. Как отмечает Владимир Путин, в 2011 году товарооборот России и КНР достиг рекордного показателя – 83,5 млрд. долл. Новой целью должен стать товарооборот в 100 млрд. долл. к 2015 году и 200 млрд. долл. к 2020 году. Достичь такого прогресса российский президент предлагает путем создания настоящего технологического альянса двух стран. Он нацелен активно продвигать крупные совместные проекты в гражданском авиастроении, космонавтике, в других высокотехнологичных областях. Предлагает Владимир Путин Китаю и сотрудничество по линии технопарков, индустриальных кластеров, особых экономических зон.

Таким образом, очевидно, что Россия искренне нацелена на теснейшие партнерские отношения с Китаем. Внешнеполитическое сотрудничество двух стран уже стало фактом международной жизни. Москва также планирует реализовывать с Китаем такие же кооперационные проекты в сфере экономического сотрудничества, какие стоят на повестке дня в белорусско-китайских отношениях. В силу этого тесное белорусско-китайское сотрудничество органично вписывается в собственную российскую политику отношений с Китаем и не может вызвать по этой причине каких-либо серьезных противоречий между Москвой и Минском. Напротив, Беларусь, Россия и Китай, тесно кооперируясь, будут усиливать друг друга по широкому спектру вопросов. Как показывает практика глобализирующегося мира, подобное сотрудничество стран будет им необходимо для более эффективного преследования как собственных, так и общих интересов. А надежды ориентирующихся на США и ЕС злопыхателей, что Россия будет пресекать сотрудничество Беларуси с Китаем, что сделает Беларусь более уязвимой перед натиском с Запада, совершенно очевидно, являются их очередным необоснованным прожектом, традиционно не учитывающим реальных фактов из жизни всех заинтересованных стран. Это неудивительно, учитывая богатый опыт провала подобных «предсказаний» в сфере отношений Беларуси с самой Россией.

Газета «Рэспубліка» 16.06.2012

© 2010-2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Разработка БЕЛТА

ГУО БелМАПО Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет КИИ МЧС РБ Гомельский государственный университет им. П. О. Сухого Белорусский государственный медицинский университет Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина

Московская 17, Минск, 220007, Республика Беларусь

e-mail: post@pac.by

Телефон: (+375 17) 229-51-11
Факс: (+375 17) 222-82-64

© 2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь