Повышение квалификации
Повышение квалификации
Главная Авторитетное мнение 2012 год Казахстан – Беларусь: движение в одном направлении…

Казахстан – Беларусь: движение в одном направлении…

Казахстан – Беларусь: движение в одном направлении…

С. КИЗИМА,
заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь,
доктор политических наук, доцент

Казахстан – Беларусь: движение в одном направлении…

Недавно озвученное Послание президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана задолго до его оглашения вызвало серьезный интерес аналитиков. Казахстанский лидер сосредоточился на социально-экономической модернизации, отмеченной им как «главный вектор развития Казахстана в ближайшем десятилетии». Нашла свое отражение и идея евразийства – президент отметил, что Казахстан вместе с Россией и Беларусью идет к созданию Евразийского экономического союза. Избрание именно этой формулы с акцентом на экономику вместо прозвучавшей в статье В.В. Путина идеи Евразийского союза стало еще одним подтверждением того, что Казахстан с осторожностью относится к чрезмерной политической интеграции, предпочитая идти по пути углубления интеграции экономической. В ней лидер Казахстана видит ответ на глобальные вызовы ХХI века, способ поддержания конкурентоспособности экономик и важный фактор общерегиональной стабильности. Президент отметил в своем выступлении и другой важный момент – готовность «поддержать стремление других государств СНГ присоединиться к евразийской интеграции». Таким образом, президент Казахстана высказал и свою точку зрения на круг возможных претендентов на расширение евразийской интеграции – это только государства, уже входящие в Содружество Независимых Государств. Главной интригой предстоящих месяцев является то, какие государства, входящие в СНГ, кроме Кыргызстана, выскажут намерение идти по этому пути.

Для проведения социально-экономической модернизации правительству Казахстана предстоит реализовать комплекс задач по десяти направлениям. Я отмечу из них некоторые, представляющие определенный интерес и для Беларуси.

Как и в нашей стране, серьезное внимание было уделено повышению качества государственных услуг населению. Оно будет реализовываться при помощи развития электронного правительства, упрощения административных процедур, сокращения перечня разрешительных документов, внедрения новых принципов разрешительного законодательства и повышения компьютерной грамотности населения. Можно предположить, что эти шаги направлены в том числе и на то, чтобы сделать бизнес-среду в Казахстане более интересной для потенциальных инвесторов, а жителей Казахстана – более привлекательными работниками для представителей отечественного и зарубежного бизнеса в условиях новых возможностей, предоставляемых запуском ЕЭП.

Особый интерес вызвала поставленная главой Казахстана задача по подготовке квалифицированного политического класса управленцев, выдвинутая в связи с тем, что управление современным государством все больше усложняется в ХХI веке. Для ее реализации будет сформирован президентский кадровый корпус. Его члены, по словам президента, «будут иметь зарплату, сопоставимую с бизнес-структурами». Учитывая серьезные финансовые возможности казахстанского государства, это вполне осуществимо. В постановке такой задачи можно увидеть в том числе и способ борьбы с коррупцией, апробированный в Сингапуре, – не только суровыми наказаниями, но и высокими зарплатами, снижающими искушение брать взятки. Это предположение подтверждается и другой задачей, ставящейся в отношении правоохранительных и специальных органов, – качественное кадровое обновление, после которого планируется рассмотреть вопросы увеличения денежного довольствия и расширения соцпакета поддержки. Опыт Сингапура можно увидеть и в другом предложении казахстанского лидера – перехода к декларированию не только доходов, но и расходов государственных служащих. Любопытно, что проект закона о декларировании расходов госслужащих и членов их семей внесен в декабре прошлого года и в Госдуму России. Другие вопросы борьбы с коррупцией в Казахстане будут решаться в рамках комплексной антикоррупционной программы, которая должна быть подготовлена в трехмесячный срок.

В области реформы образования интересным выглядит указание президента Казахстана создать независимые центры подтверждения квалификации в нескольких отраслях для подтверждения квалификации выпускников уже в этом году. Вполне вероятно, это позволит отсечь от важных для общества профессий тех выпускников вузов, главной заслугой которых является то, что они продержались до дня выпуска, а не приобрели необходимые в будущей профессии познания и навыки.

Особое место президент Казахстана уделил индустриально-инновационным проектам. Как он указал: «Социальная значимость проектов в рамках индустриально-инновационного развития абсолютна». На этом фоне способность Беларуси сохранить в 1990-х годах крупнейшие предприятия от разорения, в отличие от многих соседних стран, может выглядеть законным поводом для гордости. Ведь Казахстану придется для создания аналогичных промышленных гигантов вложить уже в ближайшие годы десятки миллиардов долларов. Беларуси же нужно лишь найти средства для модернизации сохраненных предприятий, что значительно легче. Поэтому крупных проектов по строительству новых предприятий у нас не так уж и много, главное – справиться с переводом на инновационные рельсы уже существующих.

Программа масштабного строительства в Казахстане крупных промышленных предприятий имеет серьезное значение и для Беларуси – ведь в карту индустриализации Казахстана уже включено пять белорусских проектов.

Для белорусских граждан в Послании президента Казахстана может найтись и отгадка секрета того, почему Беларусь – равнинная страна – достаточно много вложила денег в развитие горно-лыжных курортов. Как отметил Н.А. Назарбаев: «Эксперты считают, что один турист, который посещает горно-лыжный курорт, тратит в 6 раз больше, чем во время поездки на море». Учитывая отсутствие в Беларуси, как и в Казахстане, выхода к морю, этим действительно стоит заниматься.

Значимым для Беларуси выступает и еще один из проектов, уже три года ведущийся в Казахстане. По словам президента Казахстана, в 2013 году должно завершиться строительство казахстанского участка международного автомобильного коридора Западная Европа – Западный Китай. Для Беларуси это резкое увеличение транзита через нашу страну грузов между Китаем и Евросоюзом, а это новые доходы для бюджета и новые возможности для белорусского бизнеса.

Глава Казахстана сообщил и о том, что в этом году Казахстан должен вступить в ВТО. Это достаточно смелая задача, учитывая количество стран, с которым у Казахстана еще не решены вопросы вступления. Но ориентироваться на ускоренное вступление в ВТО надо и Беларуси.

Газета «Рэспубліка» 9.02.2012

© 2010-2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Разработка БЕЛТА

ГУО БелМАПО Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет КИИ МЧС РБ Гомельский государственный университет им. П. О. Сухого Белорусский государственный медицинский университет Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина

Московская 17, Минск, 220007, Республика Беларусь

e-mail: post@pac.by

Телефон: (+375 17) 229-51-11
Факс: (+375 17) 222-82-64

© 2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь