Повышение квалификации
Повышение квалификации
Главная Авторитетное мнение 2012 год Кадровая реформа: меньше, но лучше?

Кадровая реформа: меньше, но лучше?

Кадровая реформа: меньше, но лучше?

С. КИЗИМА,
заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь,
доктор политических наук, доцент

Кадровая реформа: меньше, но лучше?

Как известно, недавно одной из основных новостей стала информация о готовящейся реформе органов государственной власти в Беларуси. Для определения ее направлений Президент распорядился создать специальную комиссию под руководством главы Администрации Президента Андрея Кобякова. Известны и направления проработки реформы: необходимо изучить целесообразность сокращения государственного аппарата на 25%–30%, существенно увеличив при этом зарплату оставшимся госслужащим. Чем вызвана подобная идея реформы органов государственной власти?

Не секрет, что в предшествующие годы Беларусь развивалась перед лицом множества вызовов и угроз, для преодоления негативных последствий которых было необходимо содержать значительный госаппарат, способный оперативно реагировать на них. Это и проблема энергетической безопасности, и постоянные попытки проведения «цветной революции» спецслужбами Запада при благословении политиков западных стран, значительная вероятность силового сценария развития событий в отношении Беларуси со стороны блока НАТО, реализовавшего подобные сценарии уже в отношении нескольких стран в последние годы. В 2012 году проблемы с каждой из этих угроз значительно снизились. В области бесперебойного снабжения экономики нефтью и газом по вменяемым ценам действуют многолетние соглашения с Российской Федерацией.

Многократные провалы организации «цветных революций» в Беларуси привели к унынию западных организаторов и их помощников в самой стране. Это не значит, что эти попытки закончились, но теперь их предпринимают с полным неверием в собственный успех и в силу этого очень вяло. Белорусские граждане поддержали свою власть в 2011 году, когда по всем западным сценариям им следовало ее сместить и поставить у власти западных марионеток. Что же говорить о предстоящих годах, когда негативные социальные последствия девальвации 2011 года уже успешно преодолены в этом году и подобных экономических шоков более явно не ожидается? Резко снизилась и вероятность силового сценария против Беларуси со стороны НАТО, поскольку военный союз России и Беларуси демонстрирует все новые высоты, а ОДКБ успешно модернизируется, являя миру все большую дееспособность по защите своих членов. Таким образом, эти угрозы, для борьбы с которыми необходим был большой госаппарат, снизили свое негативное влияние, но вместо них возникли новые, для нейтрализации которых нужен госаппарат не многочисленный, а высокопрофессиональный, нацеленный на ювелирную работу в ключевых отраслях. Еще Ф. Фукуяма, описывая в своей монографии «Сильное государство: управление и мировой порядок в XXI веке» характер проводимых в 1990-х гг. реформ на основе «Вашингтонского консенсуса», указывал, что проблема многих стран заключалась в том, что в процессе ослабления государственного влияния они или уменьшали мощь государства, или вводили требования для новых типов государственных возможностей, которые еще либо были слабыми, либо вовсе не существовали… в то время, как оптимальный путь реформ должен ограничить сферу государственного влияния, увеличивая его силу … много стран … в действительности уменьшили и влияние, и силу. Именно этот момент настал и для Беларуси – необходимо умело ограничить сферу государственного влияния, увеличив его силу. Государственные чиновники должны стать более влиятельны и эффективны в вопросах привлечения иностранных инвестиций – не случайно недавнее закрепление инвестиционных проектов за конкретными чиновниками. Должно возрасти и влияние государства в области наращивания экспорта и импортозамещения, без чего невозможно отстроить сбалансированную современную экономику. В то же время в ряде сфер государственного управления государство вполне может отступить в сторону – к чему, например, всесторонне отслеживать и поэтапно корректировать деятельность каждого крупного предприятия на разных уровнях государственной власти? Лучше эту энергию направить на поиск решений, при которых отечественным предприятиям будет легче производить экспортноориентированную продукцию и успешно сбывать ее за рубежом в необходимых объемах.

Одним из новых вызовов, на который призвана ответить реформа государственных органов, стала и актуальность переманивания толковых чиновников и специалистов из Беларуси странами – партнерами по евразийской интеграции. С каждым годом госорганы и предприятия России и Казахстана все выше и выше оценивают всесторонние компетенции, дисциплинированность, способность работать в команде, демонстрируемые высококвалифицированными кадрами в Беларуси. При этом готовы платить им щедро, если они предпочтут покинуть родину. Спасти страну от массового оттока столь важных кадров и поможет реформа, после проведения которой зарплаты оставшихся чиновников значительно возрастут. При этом поддержка отечественной управленческой элиты не означает отказа от идеалов эгалитаризма, присущих белорусскому обществу. Речь идет о недопустимости ситуации, когда зарплата специалиста с несколькими высшими образованиями, вовлеченного в решение важнейших проблем белорусского государства и общества, эквивалентна зарплате двадцатилетнего рабочего со средним образованием на одном из рентабельных предприятий государственного сектора экономики, что позволяет ему посмеиваться над декларируемой ценностью такого специалиста в обществе, придумывая остроумные пословицы наподобие «Чем больше учишься, тем меньше зарабатываешь». Государство, формируя размер зарплат своих служащих, фактически посылает тем самым обществу сигнал о значимости того или иного нанятого им гражданина для реализации своей политики. Этот сигнал формирует в глазах общества его социальный статус, вызывает уважение к образованию и интеллекту или безразличие к ним. Вред от чрезмерного эгалитаризма так же велик, как и от чрезмерного элитаризма, что в том числе доказала и судьба СССР.

Газета «Рэспубліка» 25.10.2012

© 2010-2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Разработка БЕЛТА

ГУО БелМАПО Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет КИИ МЧС РБ Гомельский государственный университет им. П. О. Сухого Белорусский государственный медицинский университет Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина

Московская 17, Минск, 220007, Республика Беларусь

e-mail: post@pac.by

Телефон: (+375 17) 229-51-11
Факс: (+375 17) 222-82-64

© 2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь