Повышение квалификации
Повышение квалификации
Главная Авторитетное мнение 2012 год Иностранный агент и другие действующие лица

Иностранный агент и другие действующие лица

Иностранный агент и другие действующие лица

С. КИЗИМА,
заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь,
доктор политических наук, доцент

Иностранный агент и другие действующие лица

У некоторых некоммерческих организаций двойная не только бухгалтерия, но и подчиненность

В России на днях приняли новый закон о деятельности некоммерческих организаций. Закон прошел все три чтения и был принят Государственной думой в рекордно короткий сок – менее чем за полторы недели. В соответствии с новым законом вводится термин «иностранный агент» по отношению к таким некоммерческим организациям, которые получают денежные средства из-за границы и участвуют в политической деятельности – «в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях».

Законопроект вызвал огромную волну критики со стороны самых разнообразных организаций. Некоторые из критикующих – из числа российских правозащитников и оппозиционеров – даже призвали включить авторов законопроекта в санкционные списки со стороны США и Евросоюза. В то же время с правовой точки зрения пойти на такой шаг западным странам достаточно трудно: российский законопроект основан на аналогичном американском законе (Foreign Agents Registration Act), принятом еще до Второй мировой войны, но действующем до сих пор. Логика закона достаточно проста: если ты осуществляешь некоммерческую деятельность на иностранные деньги в политических целях, об этом необходимо сообщить общественности и государству. И граждане, и государственные чиновники имеют право знать, какое из зарубежных государств выделяет деньги на некоммерческую деятельность в США, чтобы предположить, с какой целью может вестись это финансирование, и знать, какая организация полностью подотчетна американским налогоплательщикам, а какая – органам чужого государства. Заявив о таковом иностранном финансировании, организация приобретает статус иностранного агента. Попытка утаить информацию о фактах иностранного финансирования может привести к уголовному преследованию. Несмотря на то что этот закон в США принимался для пресечения деятельности американских некоммерческих организаций на деньги нацистов, после победы над Гитлером закон был признан полезным и для борьбы с коммунизмом. Не секрет, что СССР обильно финансировал разнообразные политические организации по всему миру, поддерживавшие социализм, и делал это в ответ на аналогичную деятельность западных стран. После краха СССР закон в США сохранился, хотя непосредственная опасность «советской угрозы» отпала. Предусмотрительные конгрессмены и сенаторы здраво рассудили, что врагов у США достаточно, и ни к чему отменять закон, который предусматривает уголовную ответственность граждан США за взятие денег у иностранцев на политическую деятельность против собственного государства. Потому как трудно вообразить сценарий, по которому иностранное государство будет слать деньги для укрепления и процветания США. Причем эти самые интересы США понимаются максимально широко – на то она и национальная безопасность, чтобы государство было готово к любым вызовам и угрозам со стороны любого потенциального противника.

Та же самая логика рассуждения присутствует и у российской стороны. Патриотическим силам надоело, что часть оппозиции припеваючи живет на иностранные деньги, ходит к послам западных стран на аудиенции за инструкциями, как лучше прийти к власти в России, использует для борьбы против государства российские же некоммерческие организации. А в сказку, что это делается ради российских интересов, в которую многие верили свято в 1990-х, в XXI веке уже верить невозможно. Слишком наглядны оказались примеры того, что сделали в «иракских интересах» в Ираке, в «афганских интересах» в Афганистане, в «ливийских интересах» в Ливии, в «египетских интересах» в Египте. Получить подобный же сценарий в России разумно мыслящим людям совершенно не интересно. Россия, конечно, страна огромная, но и у нее небезграничны запасы прочности.
Один из авторов нового законопроекта Александр Сидякин в интервью утверждает: «Я считаю, что закон о статусе НКО как иностранных агентов не ограничивает гражданское общество, а делает доступной и открытой информацию о том, кто финансируется из-за рубежа и кто дает оценку тому, что у нас в политике происходит. Кто это делает самостоятельно, где это мнение является продуктом нашего гражданского общества, наших с вами суждений, а где нет». С этой логикой рассуждения можно полностью согласиться. Гражданское общество имеет большую ценность для любого разумного государственного деятеля. Оно позволяет помочь гражданам собственной страны по тем вопросам, в которых само государство не справляется или не все успевает сделать, выявить новые интересные инициативы, как обустроить свое отечество. Но позволять прикрываться важной идеей гражданского общества оппозиционным деятелям для прихода к власти на иностранные деньги в целях реализации национальных интересов иностранных государств ни одно приличное государство позволять не должно. Как правильно отметил тот же депутат Александр Сидякин: «Ничего удивительного, что власть себя защищает».

Газета «Рэспубліка» 20.07.2012

© 2010-2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Разработка БЕЛТА

ГУО БелМАПО Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет КИИ МЧС РБ Гомельский государственный университет им. П. О. Сухого Белорусский государственный медицинский университет Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина

Московская 17, Минск, 220007, Республика Беларусь

e-mail: post@pac.by

Телефон: (+375 17) 229-51-11
Факс: (+375 17) 222-82-64

© 2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь