Повышение квалификации
Повышение квалификации
Главная Авторитетное мнение 2012 год Детские ошибки солидных стран

Детские ошибки солидных стран

Детские ошибки солидных стран

С. КИЗИМА,
заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь,
доктор политических наук, доцент

Детские ошибки солидных стран

Отношения между Евросоюзом и нашей страной во многом остаются осложненными…

Представляется, что проблема в том, что современная внешняя политика ЕС выглядит фрагментарной, несообразной реальности и не соответствующей новым реалиям глобализации. В ЕС все еще наивно полагают США и себя центром мира и единственной политической волей во всем мире, как в 1990-х, после краха СССР. Но мир очень изменился в последние годы, особенно после теракта 11 сентября 2001 года и мирового кризиса 2008 года.

Евросоюз утратил всякий престиж в мире, оказавшись не в состоянии урегулировать проблемы в крохотной по населению Греции. В 2010 г. лидеры ЕС, по советам лучших европейских экономистов, стране, неспособной обслуживать долг в 300 миллиардов долларов, одолжили еще 150 миллиардов, чтобы решить ее проблемы. А в 2011 году элиты ЕС с удивлением узнали, что страна, неспособная в 2010 году обслужить долг в 300 миллиардов, естественно, не сможет в 2011 году обслуживать долг, увеличившийся уже до 450 миллиардов, и ей надо списывать часть долгов безвозвратно и предоставлять новые серьезные займы. Такой странный метод решения внутренних проблем Евросоюза, все проблемы со здравым смыслом которого очевидны и рядовому гражданину, серьезно ударил по репутации рыночной экономической модели, предлагаемой Западом наряду с политической идеей демократии. А заодно поставил под угрозу краха еврозону. В чем же видятся основные ошибки Евросоюза? Их несколько…

Нельзя завести новых друзей, демонстрируя плохое обращение со старыми

Очень серьезные проблемы Украины, полностью поглощенной идеей евроинтеграции и вступления в НАТО в 2005–2009 годах, не нашли никакого понимания или поддержки со стороны ЕС. Украина не получила инвестиций из ЕС, поддержки в модернизации газотранспортной системы или энергетики в целом, получении альтернативных источников энергоресурсов, отмену виз или график принятия в ЕС, пока была безусловным союзником ЕС с антироссийской направленностью. Какие-то первые шаги в сторону Украины (обещание введения зоны свободной торговли и план выхода на безвизовый режим в перспективе) были сделаны лишь после восстановления Украиной при новом президенте Украины хороших отношений с Россией и обсуждения возможностей принятия участия в евразийской интеграции. Но и в Украине прекрасно понимают, что эти уступки Украине сделаны лишь из-за появления российской альтернативы. Пагубность безусловной дружбы с ЕС без опоры на другие страны теперь очевидна и другим странам региона. Не случаен и феномен Турции, которая все более дистанцируется от ЕС.

Политическое руководство стран ЕС – под контролем бизнес-сообщества

В рамках Китайско-белорусского индустриального парка Политбюро КНР планирует обеспечить 30 миллиардов долларов инвестиций в создание китайских высокотехнологичных производств в Беларуси. На сегодняшний момент Евросоюз обладает намного большей экономической, финансовой и технологической мощью, чем Китай, но не в состоянии предложить подобный проект ни одной из стран-соседей. Преимущество Китая в том, что транснациональные корпорации в Китае контролируются и направляются политическим руководством страны, а проблемы США и Евросоюза в том, что политическое руководство стран находится под контролем бизнес-сообщества. Поэтому КНР без труда выиграет гонку за лидерство в глобальном мире у США и ЕС – полководец, не способный направлять свои армии, никогда не сможет добиться победы. На фоне эффективно централизованной КНР Евросоюз больше всего напоминает Речь Посполитую XVIII века. А судьба Речи Посполитой всем известна.

Европейская элита не способна перестраиваться исходя из изменившейся обстановки.

С 2008 года ЕС стремительно утрачивает авторитет в глобальном мире, но ведет себя так, словно не способен это понять. Постоянные требования к соседям, в том числе в рамках «Восточного партнерства», делать все, как в ЕС, уже вызывают насмешку на фоне политического и экономического паралича Евросоюза. Кто же захочет того же у себя?

За счет ЕС его «союзники» успешно решают собственные проблемы

Так, арабские соседи Ливии вовлекли ЕС в атаку на Каддафи, и Евросоюз воображает это своей победой. Но что он выиграл? Нефть и газ в Ливии и до этого добывались корпорациями из ЕС и транспортировались в ЕС. А вот контроль над населением Ливии теперь будет в большей степени в руках Саудовской Аравии, Катара, ОАЭ и других стран региона. Что в долгосрочной перспективе способно повлечь за собой и политический контроль над энергетическими ресурсами, если к власти придет исламское правительство. И еще вопрос, кто больше сделал для перспектив создания антизападного исламского халифата в мире, способного стать новым глобальным игроком, – пресловутая «Аль-Каида» за все годы своей деятельности или ЕС и США во время «арабской весны». Евросоюз и США сами отстранили от власти прозападные светские режимы в исламском мире, что приведет к исламизации Туниса, Египта и Йемена и повысит в них роль Саудовской Аравии, Турции, Катара и ОАЭ. Возможно и распространение влияния Ирана на эти страны.

Никто из партнеров Евросоюза не может понять, с кем нужно договариваться, чтобы успешно решить те или иные проблемы.

Классическим примером выглядит обещание Беларуси кредита в 9 миллиардов долларов за некие реформы, провозглашенное на сентябрьском саммите «Восточного партнерства» в 2011 году в Польше. Сделанное Дональдом Туском обещание от имени Евросоюза было не способно заинтересовать никого в Беларуси, поскольку премьер-министр Польши не уполномочен делать такие заявления от лица всего ЕС. Кроме этого, вновь была совершена классическая ошибка бюрократов ЕС – предлагать потенциальным партнерам то, что им не надо. Беларусь способна найти кредиты при необходимости, как показало дальнейшее развитие событий. Но истинная заинтересованность заключается, конечно, не в стремлении набрать побольше кредитов, чтобы со временем повторить судьбу Греции. Беларусь заинтересована в высокотехнологичных иностранных инвестициях, чтобы развивать экспорт и повышать уровень жизни. А это пока что смогли предложить только Китай и Россия. В условиях, когда ни дружба, ни вражда с ЕС не влекут за собой приток или отток инвестиций из страны–партнера Евросоюза, что доказал опыт Украины, совершенно логичным выглядит курс Беларуси на евразийскую интеграцию с Россией и Казахстаном.

В ней есть выполняющиеся сроки и реализующиеся планы, понятные перспективы и очевидные бонусы. Пока ЕС размахивает плеткой над головой, крича о санкциях и важно надувая щеки, Беларусь согласовывает с Россией и Казахстаном конкретные проекты, в том числе способствующие возрождению технологического потенциала на постсоветском пространстве. А фирмы из Евросоюза теряют возможные прибыли на белорусской земле.

Неадекватная информация о ситуации у соседей, воспринимаемая через идеологическую призму

Весь 2011 год ЕС проводил мероприятия, на которых западные докладчики предвещали крах экономики Беларуси, массовые беспорядки на этой почве и необходимость взятия контроля над ситуацией при помощи войск НАТО. Как показала практика, в 2012 год Беларусь вошла с новыми финансовыми возможностями. За 87 миллионов евро, выделенных оппозиции на революцию, она смогла лишь поаплодировать на улицах нескольких белорусских городов, что выглядит откровенной насмешкой над ЕС. Неадекватность сбора информации о Беларуси и предпринимаемых антибелорусских действий структурами ЕС очевидна.

Совершенно очевиден факт: пока в ЕС не понимают, что и как происходит в мире, у соседей и в нем самом, пока его механизм дезорганизован и не способен предпринимать адекватные действия, ни о каком серьезном сотрудничестве с Евросоюзом Беларуси говорить не приходится. Продолжение же и дальше прежней бессмысленной и противоречивой внешней политики способно так уронить престиж Евросоюза, что со временем над ним могут начать просто откровенно смеяться.

Газета «Рэспубліка» 2.02.2012

© 2010-2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Разработка БЕЛТА

ГУО БелМАПО Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет КИИ МЧС РБ Гомельский государственный университет им. П. О. Сухого Белорусский государственный медицинский университет Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина

Московская 17, Минск, 220007, Республика Беларусь

e-mail: post@pac.by

Телефон: (+375 17) 229-51-11
Факс: (+375 17) 222-82-64

© 2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь