Повышение квалификации
Повышение квалификации

Степень интеграции

Степень интеграции

С. КИЗИМА,
заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь,
доктор политических наук, доцент

Степень интеграции

Какие перспективы у СНГ?

Существует стереотип, что Содружество Независимых Государств было создано для цивилизованного «развода» между бывшими союзными республиками. Таковым его объявил в 1994 году тогдашний Президент Украины. Но изначально СНГ рассматривалось прежде всего как инструмент цивилизованной интеграции. Эйфория суверенитетов на постсоветском пространстве быстро сменилась вопросом: что же делать дальше? Разрыв традиционных экономических, производственных, кооперационных связей больно ударил по всем, усугубив и без того глубокий экономический кризис. Стараясь уменьшить потери от развала экономики Советского Союза после его распада, главы БССР, РСФСР и Украины подписали 8 декабря 1991 года в Вискулях под Брестом «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств», которое больше известно как Беловежское соглашение. В состав СНГ вошли 12 из 15 бывших республик СССР.

За прошедшие годы о Содружестве Независимых Государств говорили разное: одни видели в нем аналог Европейского Союза, другие утверждали, что такое объединение недееспособно, а потому обречено на неудачу. Истина, возможно, находится посередине. С одной стороны, несмотря ни на что Содружество не развалилось, а развивается и движется вперед, с другой – не оправдались по ряду объективных и субъективных причин завышенные ожидания.

Так каков же главный итог деятельности СНГ за 20 лет? Не потеряла ли эта структура свою привлекательность для государств Содружества? Есть ли у него будущее? Об этом корреспондент «МП» Николай Гусев беседует с заведующим кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктором политических наук Сергеем Кизимой.

– Сергей Анатольевич, как сказал один известный политик, СНГ играет роль весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера. Вы согласны с таким утверждением?

– В принципе, да. Главная задача СНГ – сохранение мира на постсоветском пространстве – по большому счету, выполняется. Именно Содружество не позволило некоторым бывшим республикам СССР продолжать военное противостояние, потому что СНГ и планировалось как организация, которая даст возможность мирно сосуществовать, а имеющиеся противоречия разрешать путем политических дискуссий.

Последнее заседание Совета глав государств – участников СНГ, посвященное двадцатилетию Содружества, прошло 3 сентября в Душанбе. Там, говоря об экономической составляющей сотрудничества, лидеры стран СНГ отметили, что ключевой задачей в настоящее время является завершение формирования зоны свободной торговли. А интеграция, как говорят специалисты, развивается тогда, когда она приносит экономическую выгоду. Возможно, не сиюминутную – но выгоду.

Согласен. После того как было принято решение о создании в рамках СНГ зоны свободной торговли, Содружество стало приобретать уже более значимое для всех государств – участников СНГ экономическое звучание. Тем не менее СНГ еще не пришло к той ситуации, которая сложилась в рамках Союзного государства на конец этого года. Когда есть сбыт продукции без препятствий на рынке соседнего государства. Когда нет визовых проблем. Когда граждане Беларуси могут поехать и работать или учиться в Россию, и наоборот. Когда люди имеют в стране временного пребывания медицинские гарантии. Можно перечислять и дальше.

С 1 января 2010 года заработал Таможенный союз, с 1 января 2012-го должно быть создано Единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана. Впереди – создание Евразийского союза. В чем будет его принципиальное отличие от СНГ?

– И Таможенный союз, который развивается достаточно серьезными темпами, и Единое экономическое пространство – это благо для государств, входящих в данные структуры. Взять нашу страну. У нее будут гораздо более приемлемые цены на сырье для нужд белорусской экономики, которая индустриально развита и нуждается в большом количестве импортного сырья. Другая выгода – свободное движение капиталов. То есть там, где будут созданы лучшие условия для ведения бизнеса, туда и придут инвесторы. Мы уже видим, что к процессу приватизации белорусских предприятий большой интерес проявляют бизнесмены из России, надеюсь, появится такой интерес и у инвесторов из Казахстана.

Далее. Любой товар, произведенный на территории действия Единого экономического пространства, будет беспрепятственно поступать в любую часть ЕЭП. Мы помним «молочные», «сахарные» войны. Так вот, в новой системе отношений они станут невозможны. Нельзя будет поставить преграды на пути, например, белорусских товаров. Учитывая, что большинство нашей продукции изготавливается в расчете на экспорт, для нас очень важно, чтобы она поставлялась в Россию и Казахстан без проблем.

Что касается Евразийского союза. Это будет принципиально иная, нежели СНГ, организация, отличающаяся более высокой степенью экономической и политической интеграции. Не случайно те дискуссии, которые сейчас ведутся, заключаются в следующем: это будет Евразийский союз или Евразийский экономический союз. Те, кто предлагает второе из перечисленных названий, намекают на то, что в этом межгосударственном образовании не будет высокой степени политической интеграции. Те, кто ратует за первое название, считают, что на основе теснейшей экономической интеграции будет происходить и определенная политическая интеграция.

Тогда это будет Евразийский союз по образцу Европейского Союза?

– Да. Повторюсь, все зависит от конфигурации соглашения, от степени готовности государств уступить определенную часть каких-то полномочий наднациональным органам. Какую – мы еще не знаем. Идут переговоры, консультации, дискуссии политиков и аналитиков. В данный момент контуры Евразийского союза, степень политической или экономической интеграции еще полностью не ясны.

Предположим, к 2015 году будет создан Евразийский союз. Какова в этом случае будет судьба Союзного государства Беларуси и России? Или оно сохранится внутри Евразийского союза?

– Я согласен с Президентом Беларуси Александром Лукашенко, который сказал, что если степень интеграции в рамках Евразийского союза достигнет и превысит ту степень, которая имеет место в рамках Союзного государства, то, естественно, Союзное государство будет не нужно. Но если этого не произойдет, то оно сохранится.

На данный момент Союзное государство нужно, его опыт активно используется в создании будущей структуры Евразийского союза и степень интеграции между Россией и Беларусью в рамках Союзного государства по-прежнему намного выше той степени интеграции, которая достигнута между Россией, Беларусью и Казахстаном.

А сможет ли существовать при Евразийском союзе Содружество Независимых Государств?

– Конечно. СНГ как раз и есть тот формат, который позволяет включить страны, причем разной политической ориентации, в дискуссии по тем или иным вопросам. В Содружестве ведь присутствуют достаточно разнородные государства. Некоторые из них ориентируются на Москву, другие – на Брюссель или Вашингтон. Тот формат, который сейчас имеется у СНГ, приемлем для всех. Так что несмотря на то что Содружество имеет достаточно аморфную структуру, тем не менее это нужная, полезная организация, и она будет существовать и после создания Евразийского союза.

Николай Гусев,
корреспондент газеты «Мінская праўда»

© 2010-2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Разработка БЕЛТА

ГУО БелМАПО Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет КИИ МЧС РБ Гомельский государственный университет им. П. О. Сухого Белорусский государственный медицинский университет Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина

Московская 17, Минск, 220007, Республика Беларусь

e-mail: post@pac.by

Телефон: (+375 17) 229-51-11
Факс: (+375 17) 222-82-64

© 2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь