Повышение квалификации
Повышение квалификации
Главная Авторитетное мнение 2011 год Кодекс Республики Беларусь об образовании и основные формы государственно-частного партнерства в этой сфере

Кодекс Республики Беларусь об образовании и основные формы государственно-частного партнерства в этой сфере

Кодекс Республики Беларусь об образовании и основные формы государственно-частного партнерства в этой сфере

А. П. МОРОВА,
председатель Постоянной комиссии
Совета Республики Национального собрания
Республики Беларусь по образованию,
науке, культуре и социальному развитию,
доктор экономических наук, профессор

Кодекс Республики Беларусь об образовании и основные формы государственно-частного партнерства в этой сфере

Сегодня мировое сообщество рассматривает образование как один из важнейших факторов устойчивого развития государства, повышения конкурентоспособности ее экономики. По оценкам международных экспертов, различия между развитыми и развивающимися странами только на одну треть обусловлены различием в экономике, а на две трети – различием в уровне и качестве образования [1].

Инвестиции в образование являются одним из самых значимых, самых ценных и быстро окупаемых вложений. В нашей стране большое внимание уделяется его развитию.

Выступая на четвертом Всебелорусском народном собрании, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подчеркнул, что «надо ясно осознать: для такой страны, как Беларусь, чье благополучие зависит от технологий и внешних рынков, образование – это стратегический ресурс». Образование – это третье слагаемое, определяющее качество жизни [2, с. 3].

В современных условиях возрастает потребность общества в людях, умеющих наполнить новым содержанием производственную и социальную жизнь, ставить и решать задачи, нацеленные на будущее, что, в свою очередь, требует дальнейшего совершенствования национальной системы образования.

Новым и значимым этапом в процессе совершенствования законодательного регулирования общественных отношений в сфере образования является принятие Парламентом Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс). Это первый не только на постсоветском пространстве, но и в мире комплексный, кодифицированный нормативный правовой акт такого уровня. Разработка Кодекса была продиктована прежде всего необходимостью обеспечить полное и системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется образовательный процесс.

С момента обретения суверенитета в Республике Беларусь только на уровнях Главы государства и Правительства было принято более 50 нормативных правовых актов, непосредственно относящихся к сфере образования. Основу составляли пять законов и Декрет Президента Республики Беларусь. В 1991 г. был принят Закон Республики Беларусь «Об образовании» (далее – Закон об образовании), правовые положения которого за весь период его действия неоднократно корректировались, включая его новую редакцию в 2002 г., с целью обеспечения их соответствия современному состоянию образовательных отношений [3].

Кроме того, с 2003 по 2007 г. в сфере образования были приняты следующие законы Республики Беларусь:

  • «О профессионально-техническом образовании» [4];
  • «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» [5];
  • «Об общем среднем образовании» [6];
  • «О высшем образовании» [7].

В целях обеспечения для всех граждан равных возможностей получения общего среднего образования, отвечающего современным условиям социально-экономического развития республики, Президент Беларуси 17 июля 2008 г. издал Декрет № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» [8].

Однако, несмотря на проделанную большую работу по созданию законодательной базы, все еще отсутствовали специальные законы, которые регулировали бы отношения на уровне основного и дополнительного образования, а именно: дошкольного образования, среднего специального образования, внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров. Отсутствовало также законодательное регулирование вопросов организации в учреждениях образования воспитательной работы, системы работы по поддержке детей, находящихся в социально опасном положении, и ряда других важных для системы образования направлений работы.

Кодекс не предлагает каких-либо радикальных изменений. Он базируется прежде всего на действующем законодательстве в сфере образования, включая основополагающие акты ООН, ЮНЕСКО, других международных организаций и иные международные договоры Республики Беларусь; учитывает практический опыт функционирования системы образования. Кодекс продолжает процесс совершенствования правовой регламентации, адаптации к современным условиям всех уровней образования – дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и дополнительного образования для взрослых. В настоящее время национальная система образования и законодательство об образовании должны соответствовать целям и задачам инновационного развития нашего государства, задачам формирования общего образовательного пространства Союзного государства, стран СНГ, Евразийского экономического сообщества, а также вхождения в европейское пространство высшего образования.

С учетом этого важно отметить, что проведенная кодификация законодательства в сфере образования направлена не только на объединение в один акт предписаний существующих в этой сфере нормативных правовых актов, но и на их адаптацию к современным условиям с учетом практики применения, необходимости совершенствования этих общественных отношений. Со вступлением в действие Кодекса утрачивают силу основополагающие законы в этой сфере, подлежит приведению в соответствие с ним иное законодательство.

Кодекс структурно подразделяется на Общую и Особенную части, включающие 17 разделов, 63 главы и 295 статей. В Общей части закреплены основополагающие нормы правового регулирования общественных отношений в сфере образования. В Особенной части устанавливаются нормы, отражающие специфику образовательных отношений на соответствующих уровнях образования: дошкольном, общем среднем, профессионально-техническом, среднем специальном, высшем и др.

Ниже рассмотрены новации законодательного регулирования вопросов образования в Кодексе.

Понятийный аппарат Кодекса дополнен рядом новых терминов и их определениями.

Так, термин «образовательная деятельность» не был раскрыт в Законе об образовании, однако он является важным для понятий «система образования», «образовательный процесс». Содержащиеся в Кодексе определения этих терминов позволяют сопоставить их друг с другом, определить место каждого из них в правовом регулировании отношений в сфере образования.
В числе новых терминов можно также отметить следующие: «воспитание», «обучение», «качество образования», «обучающийся», «образовательная программа», «общегосударственный классификатор Республики Беларусь», «специальности и квалификации», «образовательный стандарт», «образовательный процесс», «образовательная деятельность», «уровень основного образования», «ступень образования», «участники образовательного процесса», «выпускник», «получение образования», «получение образования на дому», «целевая подготовка специалистов, рабочих (служащих)», «организация – заказчик кадров».

Кроме того, уточнены определения некоторых терминов.

Так, термин «образование» уточняется в части направленности процесса обучения и воспитания. В Законе об образовании этот термин означает направленность «на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики», а в Кодексе – направленность «на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности».
В Законе об образовании учреждение образования определяется как юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять образовательную деятельность, а в Кодексе – как юридическое лицо, основной функцией которого является осуществление образовательной деятельности.

К числу основных принципов, на которых основывается государственная политика в сфере образования, относятся следующие: гарантия конституционного права каждого на образование; обеспечение равного доступа к получению образования; вхождение в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования; поддержка и развитие образования с учетом задач социально-экономического развития государства.

Право граждан на образование обеспечивается развитием сети учреждений образования; сохранением бюджетного финансирования государственных учреждений образования; созданием условий для получения образования с учетом национальных традиций, индивидуальных потребностей, способностей и запросов обучающихся; развитием системы кредитования граждан, получающих образование на платной основе.

Полный текст статьи доступен в источнике:

научно-практический журнал «Проблемы управления» № 2 (39) 2011 год.

© 2010-2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Разработка БЕЛТА

ГУО БелМАПО Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет КИИ МЧС РБ Гомельский государственный университет им. П. О. Сухого Белорусский государственный медицинский университет Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина

Московская 17, Минск, 220007, Республика Беларусь

e-mail: post@pac.by

Телефон: (+375 17) 229-51-11
Факс: (+375 17) 222-82-64

© 2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь