Повышение квалификации
Повышение квалификации
Главная Авторитетное мнение 2010 год Управленческое образование: проблемы и возможности

Управленческое образование: проблемы и возможности

Управленческое образование: проблемы и возможности

А.Г. ШРУБЕНКО,
профессор-консультант ректората Академии управления при Президенте Республики Беларусь
доктор экономических наук профессор

Управленческое образование: проблемы и возможности

Анализируются проблемные вопросы и означаются векторы развития управленческого образования; раскрывается уникальность профессии управленца; излагается авторское понимание категорий «компетенция» и «компетентность»; проектируется морально-нравственный профиль выпускника вуза; обосновываются необходимость и направления, предлагается алгоритм взаимодействия вузов управленческого профиля.

Надо признать, что те инструменты, которые мы использовали в благоприятное время, не дают должного эффекта в условиях мирового кризиса. Эта объективная оценка реальности Главой белорусского государства А.Г. Лукашенко указывает, прежде всего, на то, что многие управленцы оказались не готовыми к нежелательному развитию событий. С другой стороны – на непригодность привычных ориентиров экономической и управленческой деятельности. Ибо почему тогда практические результаты зачастую резко отличаются от задуманных целей и реализуемых мер.

Означает ли это необходимость перестраивать управление, механизм которого должен, по нашему мнению, соответствовать приоритетам развития страны и обеспечивать приемлемый уровень качества жизни (2010 год в Беларуси объявлен Годом качества).

Если сказать «да» радикальным изменениям, то каким образом их следует осуществить, чтобы не остаться заложниками управленческой неуспешности и количества управленческих усилий? Самоочевидно, что готовность и способность профессионалов-управленцев выявлять и анализировать проблемы, самостоятельно определять пути их решения, просчитывать эффект и последствия, достигать качественных результатов в условиях нестабильности и неопределенности будет актуализироваться. Тем более, что методы аппроксимации прошлого в будущее становятся неадекватными, а эффективные управленческие подходы, приемы, модели входят в ранг конкурирующих. Возрастает значение инноваций, нелинейного креативного мышления, качественной определенности, приумножения компетенций кадров. Другими словами, воспроизводства и эффективного использования интеллектуального потенциала управления. Ведь нельзя же допустить, чтобы вместо адекватных ответов на современные вызовы, работы на опережение управление превращалось, по обыкновению, в ситуативное реагирование.

Тогда, возможно, фокус внимания должен сместиться на пересмотр существующей системы отбора и подготовки управленцев? Ведь ясно, что необходим принципиально новый взгляд на управление как профессию, переосмысление отношений между профессией управленца, государством и обществом. Следовательно, и на управленческое образование (его компетентностную результирующую), которое требует духовности, ответственности, профессионализма.

Годится ли в таком случае стратегия следования передовым образцам настоящего? Либо речь должна идти о разработке философии подготовки управленческой элиты на основе моделей компетенций в логике будущих потребностей? Все это требует осмысления изменения целей, идеалов и интересов, профессиональных суждений квалифицированных экспертов, желательно с собственным опытом в области управления и образовательной деятельности. И, как справедливо отмечает А.В. Сурин (МГУ), необходимы масштабные исследования управленческих проблем (их объем и сложность нарастает), результаты которых должны использоваться и в практике управления, и в подготовке кадров управления.

Одно не вызывает необходимости доказательств: образовательная политика Беларуси должна учитывать общие тенденции мирового развития и, что существенно важно, отражать общенациональные интересы в сфере образования, управленческого в особенности, обеспечивать его инновационное, интенсивное, опережающее развитие. Данный тезис, безусловно, предельно актуален, многомерен и стратегически перспективен для подготовки управленцев мирового класса, отвечающих требованиям и вызовам современного мира.

Для полноты анализа покажем, к чему сводятся основные проблемы в системе управленческого образования. По многим оценкам она не готова к тем новым требованиям, которые предъявляются к будущим специалистам по управлению. Управленческое, как и в целом высшее, образование, в силу своей инерционности, не успевает за изменениями в мире знаний, реальной экономике и управлении (не реализуется опережение). Как следствие, молодые люди, получившие высшее образование к 22-23 годам, являются носителями уже устаревших знаний. А набор компетенций, который они получают, явно недостаточен для профессиональной работы.

В США разработана специальная единица вычисления устаревания знаний специалистов (период полураспада компетентности), означающая период времени со дня окончания вуза, в течение которого компетентность специалистов вследствие появления новой информации и знаний снижается на 50%. Этот период постоянно сокращается. Для сохранения постоянного уровня компетентности необходимо в течение недели знакомиться с 3-4 новыми публикациями по специальности.

Не составит труда найти вуз, который добивается значительных положительных результатов в выработке определенных компетенций, навыков и умений у своих выпускников, что и является его целью. Но эти навыки и умения не всегда соответствуют тем, которые ждет от них общество, особенно в рамках реальной проблемы качества управления.

Если говорить более определенно, то главная проблема не столько в избытке или дефиците подготовленных управленцев, сколько в качестве их подготовки. Есть масса оснований, чтобы думать таким образом.

Согласно результатам исследований (США), качество выпускника на 68% зависит от его генетических факторов и только на 32% – от образовательной среды учебного заведения.

Таким образом, пишет М. Карпенко, налицо два пути достижения высокого качества подготовки. Первый ориентирован на способности студентов (отбор): предоставить возможность получения образования самым способным. Но это не согласуется с Основным законом страны. Другой путь связан с созданием совершенной образовательной среды.

Можно увидеть, что вторая альтернатива является не только неизбежным и необходимым условием, но и проблемой, в которой проектируется стратегия обновления всех видов образовательной деятельности (качественные сдвиги должны произойти не только в подготовке будущих, но и в повышении квалификации и в профессиональной переподготовке действующих управленцев).

В условиях усиления конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг возникает потребность в использовании методов маркетингового управления конкурентоспособностью вуза с целью ее повышения до необходимого уровня. Высказываются в пользу независимой и объективной оценки востребованности выпускников.

Требуется системный подход к проектированию содержания управленческого образования. Особый акцент делается на преодолении разрыва между требованиями к профессии управленца и существующим сегодня уровнем подготовки управленцев. Несмотря на единые образовательные стандарты, каждый вуз готовит управленцев в силу своих возможностей и своего собственного представления о том, как это нужно делать.

Опережающее управленческое образование должно быть ориентировано на будущее, т.е. на те условия жизни и профессиональной деятельности, в которых окажется выпускник вуза управленческого профиля после его окончания.

В условиях постиндустриального общества примерно 20% населения должны иметь высшее образование. В условиях инновационной экономики доля людей с высшим образование, по прогнозам, должна составлять уже 60%. У радетелей сокращения числа получающих высшее образование есть «страшный» аргумент: куда мы этих образованных денем? Похоже, куда девать необразованных, знают все, а вот как быть с образованными – проблема.

Сохраняется, как отмечают исследователи, традиционный, преимущественно академический характер обучения, низкий уровень самостоятельной работы студентов, высокая аудиторная нагрузка, отсутствие деятельностного подхода. Затягивается открытие востребованных специализаций, ориентированных на новые виды управленческой деятельности.

Не везде, как оказалось, используется практико-ориентированный принцип обучения, основанный на междисциплинарном подходе, реальных отношениях стратегии и тактики управления, их взаимосвязи.

Ощущается дефицит разнообразных образовательных продуктов, ориентированных на решение актуальных сегодня (посткризисных) проблем. Готовя управленца к выполнению своих функций в обществе будущего, управленческое образование должно учить молодых людей эффективно справляться с задачами настоящего дня.

По-прежнему упор делается на знания, их генерирование и передачу. Узким местом остается привитие навыков практического управления. Требуется ведь выявление, идентификация управленческой проблемы и последующий выбор технологических средств для ее решения, их освоение, превращение занятий в профессию. Потому следует готовить специалистов, глубоко вовлеченных в практику управления, а не профессионалов, оторванных от нее.

С точки зрения обучающегося, в ходе изучения управленческих дисциплин ему все чаще приходится иметь дело с пересказом, вариацией, а не с собственно выводами и результатами автора «первоисточника», что вряд ли может положительно влиять на качество обучения. Не способствует его повышению низкая насыщенность образовательного процесса результатами современных, в том числе зарубежных исследований, скромные инвестиции для создания современной научной и эффективной аппаратной базы. Жизненно необходимо усиление экономико-математического компонента подготовки будущих управленцев.

Отдельно отметим несколько общих тенденций. Важным признаком современной экономики является изменение соотношения материально-вещественных, трудовых и интеллектуальных факторов развития. Возрастает число организаций, добавленная стоимость которых формируется за счет использования знаний и креативных подходов.

Упрощенный подход к построению и функционированию организаций, узость в интерпретации их базисных элементов и свойств, стереотип консервативного мышления и организационной скованности не отвечают вызовам времени, повышению сложности и наукоемкости производства, радикальным изменениям экономических и управленческих отношений, входят в противоречие с интеллектуальными организациями.

Рекомендуется:

1) создание новых организационных форм, эффективно и целенаправленно использующих управление знаниями в качестве фактора конкурентоспособности на национальном и глобальном рынке;
2) эволюция действующих организационных форм под воздействием усиления функции управления знаниями;
3) «формировать» предприимчивый дух сотрудников организации;
4) создавать стоимость из нематериальных активов организации;
5) поддерживать баланс между развитием новых и эффективным использованием имеющихся ресурсных потенциалов.

Учет приведенных трансформаций также послужит усилению практической направленности управленческого образования.

Приобретает остроту отсутствие системы перспективных требований, предъявляемых к профессии управленца будущего. Не теряет актуальность разработка педагогической модели формирования профессиональной компетентности выпускника вуза управленческого профиля, а также формирование и освоение педагогических компетенций, которые не кажутся такими уж простыми.

Необходимы новые профессионально-психологические требования к самой управленческой деятельности с учетом роста ее интеллектуализации. Для построения системы обучения и развития личности управленца, способной жить и творить в новом демократическом обществе индивидуальности важно разработать критерии ее оценки. Это важно и для определения пригодности человека к управленческой деятельности, и для выбора одного человека из нескольких претендентов.

Полный текст статьи доступен в источнике:
научно-практический журнал «Проблемы управления» № 1 (34) 2010 года.

© 2010-2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Разработка БЕЛТА

ГУО БелМАПО Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет КИИ МЧС РБ Гомельский государственный университет им. П. О. Сухого Белорусский государственный медицинский университет Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина

Московская 17, Минск, 220007, Республика Беларусь

e-mail: post@pac.by

Телефон: (+375 17) 229-51-11
Факс: (+375 17) 222-82-64

© 2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь