Повышение квалификации
Повышение квалификации
Главная Авторитетное мнение 2010 год Подготовка руководителей новой генерации на примере реализации проекта «минская смена: лидер – 2010»

Подготовка руководителей новой генерации на примере реализации проекта «минская смена: лидер – 2010»

Подготовка руководителей новой генерации на примере реализации проекта «минская смена: лидер – 2010»

А. Н. МОРОЗЕВИЧ,
ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор технических наук, профессор
М. С. ТИТЕНКОВ,
заместитель председателя Мингорисполкома

Подготовка руководителей новой генерации на примере реализации проекта «минская смена: лидер – 2010»

С далекой античности успехи в развитии государств и народов тесно переплетены с качеством и эффективностью государственного управления. Механизм и аппарат управления занимают ключевое место в структуре государственной власти. Но нельзя забывать, что эти абстрактные сами по себе институты приводятся в движение человеком-лидером.

Феномен лидерства очень многогранен и разнопланов. На протяжении веков он волновал сознание многих исследователей. В силу этого лидерство изучается многими науками: политологией, психологией, социологией, педагогикой, историей.

Ранние исследователи проблемы лидерства считали, что определяют человека как лидера и сохраняют за ним этот статус исключительно его личные качества. Этот взгляд вытекает из традиционных представлений античных историков (Геродота, Плутарха, Светония, Тита Ливия) и философов (Платона, Аристотеля) о роли выдающихся личностей в истории. Наиболее известными классическими трудами в области лидерства являются «Политика» Аристотеля и «Республика» Платона. О подготовке, обязанностях и об ответственности лидера много размышлял Марк Аврелий.

В эпоху Возрождения значительный вклад в исследование политического лидерства внес Н. Макиавелли своей работой «Государь». В трактовке Макиавелли политический лидер – это государь, сплачивающий и представляющий все общество, использующий для своего господства и поддержания общественного порядка любые средства. Макиавелли разработал практические советы для правителей, высоко ценимые Кромвелем, Наполеоном, Сталиным и другими видными лидерами.

Серьезный толчок к переосмыслению лидерства дали революции Х VIII–ХIХ вв. Произошла деперсонализация концепции авторитета. По предписанию конституции и законов властью облекалась не личность, а должность. Сфера действий и должностные обязанности лимитировались законодательными актами, были установлены границы персонального влияния.

Типология лидерства в современной отечественной науке строится на трех основаниях, связанных с определением содержания, стиля (индивидуальных черт) и ситуации, в которой действует лидер. Исследования вопросов успешного лидерства показывают, что все преуспевающие лидеры обладают тремя категориями личных качеств: технические способности (например, предрасположенность к планированию бизнеса), познавательные способности (аналитическое мышление), эмоциональные данные (умение работать с людьми и эффективно внедрять изменения).

Преобразование современной управленческой парадигмы обусловливает потребность в высококвалифицированных лидерах, обладающих особыми личностными качествами.

Полный текст статьи доступен в источнике:
научно-практический журнал «Проблемы управления» № 4 (37) 2010 года.

© 2010-2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Разработка БЕЛТА

ГУО БелМАПО Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет КИИ МЧС РБ Гомельский государственный университет им. П. О. Сухого Белорусский государственный медицинский университет Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина

Московская 17, Минск, 220007, Республика Беларусь

e-mail: post@pac.by

Телефон: (+375 17) 229-51-11
Факс: (+375 17) 222-82-64

© 2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь