Повышение квалификации
Повышение квалификации
Главная Авторитетное мнение 2010 год Обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь как важнейший фактор развития государства в современных условиях. Основные положения новой редакции Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.

Обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь как важнейший фактор развития государства в современных условиях. Основные положения новой редакции Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.

Обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь как важнейший фактор развития государства в современных условиях. Основные положения новой редакции Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.

Л. С. МАЛЬЦЕВ,
Государственный секретарь Совета Безопасности Республики Беларусь

Обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь как важнейший фактор развития государства в современных условиях. Основные положения новой редакции Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.

Мир и безопасность по праву занимают ведущее положение в системе основополагающих человеческих ценностей. Ведь в широком смысле – это не просто отсутствие войны. Это отсутствие нищеты, справедливость, соблюдение прав человека, забота о здоровье, надлежащее управление и многое другое, что создает условия для достойной жизни людей.

К сожалению, несмотря на существование массы международных организаций, включая ООН, а также союзов и блоков, конкретного практического воплощения общих и универсальных подходов к безопасному существованию на планете пока не произошло. Главный системный недостаток заключается в отсутствии глобальных гарантий соблюдения принципа неделимости безопасности. Соблазн укреплять собственную безопасность за счет других стран зачастую перевешивает все доводы здравого смысла.

Как следствие, каждое государство, для которого суверенитет, независимость и территориальная целостность не просто высокие слова, а выстраданное право принимать на своей земле самостоятельные решения и действовать на этой территории, исходя из интересов своего народа, вынуждено опираться в вопросах обеспечения безопасности, в первую очередь, на собственные возможности. Причина проста – безопасность выступает непременным и необходимым условием самого существования страны, общества, нации.

При этом важно осознавать, что обладания мощной армией, развитой наукой и значительным жизненным пространством явно недостаточно для сохранения государства. История дает тому массу примеров. Для обеспечения безопасности в современных условиях нужна совокупность политических, экономических, социальных и идеологических условий, наличие надежной экономической базы, выверенной социальной политики, законодательства, соответствующего реальным потребностям, грамотных информационных действий. Прошедшие со времени разрушения СССР два десятилетия только подтвердили незыблемость указанного постулата.

Поэтому еще на этапе становления независимого белорусского государства был избран фундаментальный подход – обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь как безопасности личности, общества и государства. Впервые он нашел отражение в Концепции национальной безопасности, утвержденной в 1995 г. В целом она достаточно полно определила направления государственной политики в этой сфере, создала методологическую основу построения и функционирования системы национальной безопасности.

В 2001 г., исходя из развития внутриполитической и международной обстановки, ряд положений Концепции был скорректирован.

На основе принятых концептуальных положений в Беларуси была сформирована достаточно эффективная система защиты от внутренних и внешних угроз, что позволило государству уверенно следовать основным принципам поступательного развития – многовекторности внешней политики и социальной направленности экономического курса.

Модель социально ориентированной рыночной экономики доказала свою жизнеспособность. На ее основе достигнуты высокие темпы роста валового внутреннего продукта, уровней жизни белорусского народа и развития человеческого потенциала. Безработица является одной из самых низких на постсоветском пространстве. Выстроена эффективная система адресной социальной поддержки граждан.

Постоянно укреплялись правопорядок и законность. Не было допущено роста криминала, его проникновения в политику и экономику, консолидации криминальной среды. Промышлявшие в недалеком прошлом разбоями и грабежами региональные организованные преступные сообщества практически полностью исчезли.

Военная составляющая обеспечения национальной безопасности приведена в состояние, адекватное изменившимся сущности и содержанию современной войны и вооруженной борьбы. Вырос авторитет защитника Отечества. В результате проведенных преобразований боеготовые и боеспособные Вооруженные Силы Республики Беларусь стали важнейшим средством сдерживания, предотвращения войны.

На аналогичной основе укреплены пограничная служба, общественная безопасность, защита населения от чрезвычайных ситуаций. Как следствие, независимая Беларусь, где сильная власть опирается на истинную, а не декларируемую поддержку общества, занимает достойное место среди других государств мира, является всеми признанным субъектом европейской политики, с которым необходимо считаться.

Таким образом, национальная безопасность во всех ее сферах поддерживается на стабильно высоком уровне. Однако этот процесс на нынешнем этапе требует гибких подходов и решений. Нельзя останавливаться на достигнутом. Чтобы не просто выживать в современном мире, а развиваться и процветать, необходимо смело смотреть в лицо проблемам, проявлять политическую волю и здоровый прагматизм.

Сложившаяся со времен окончания Второй мировой и «холодной» войн система международных отношений безвозвратно уходит в прошлое. Происходящие в мире трансформации поражают своими масштабами и динамикой.
Противоречивые многогранные процессы, обусловленные появлением новых центров силы, соперничеством за доступ к природным ресурсам, конкуренцией моделей общественного устройства, заставляют по-иному расставлять акценты.

Ряд угроз, естественно, утратил былую актуальность. Однако новое звучание получили экологические и другие общечеловеческие вызовы, проблемы. Достаточно вспомнить ситуацию 2009 г. с пресловутым «свиным» гриппом, извержение исландского вулкана, засуху и пожары в России в 2010 г., рост неконтролируемой миграции из беднейших стран, перспективы нехватки продовольствия, воды, природные катаклизмы, уносящие многие человеческие жизни, – все это требует учета и реагирования. Обострились проблемы безопасности в политической сфере. Прежде всего, это выражается в использовании отдельными странами или коалициями новых стратегий и методов, затрудняющих обеспечение другими государствами своих законных национальных интересов в данной области. Состояние существующей глобальной и региональной архитектуры безопасности, а также правовых инструментов и международных механизмов ее обеспечения не внушает оптимизма. Все более обоснованными представляются опасения за судьбу стратегической стабильности. Особенно в условиях, когда некоторые страны по-прежнему ставят принцип силы во главу угла своей политики. Региональные конфликты, подобные иракскому, афганскому, активизируют террористические и экстремистские проявления.

На этом фоне подходы к национальной безопасности объективно не могут пребывать в застывшем состоянии. Возрастает значимость диагностики и мониторинга разноплановых проблем упреждающего противодействия. Как следствие, действующие механизмы нуждаются в творческом переосмыслении и развитии. Чтобы идти в ногу со временем, необходимо устранить проявившиеся препятствия теоретического и методологического характера.
Поэтому Глава государства в январе 2010 г. поручил активизировать деятельность в данном направлении и подготовить новую редакцию Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.

Созданной межведомственной экспертной группой был подготовлен ее проект, в целом одобренный на заседании Совета Безопасности Республики Беларусь 19 октября 2010 г. Утверждена Концепция Указом Президента Республики Беларусь № 575 от 9 ноября 2010 г.

Следует отметить, что работа над указанным документом велась с учетом предыдущих изысканий, проведенных в этой области в рамках Государственной комплексной программы научных исследований на 2006–2010 гг.

«Национальная безопасность Республики Беларусь» десятью ведущими научно-исследовательскими институтами. Их результатами стало создание научной основы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.
Полный текст статьи доступен в источнике:
научно-практический журнал «Проблемы управления» № 4 (37) 2010 года.

© 2010-2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Разработка БЕЛТА

ГУО БелМАПО Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет КИИ МЧС РБ Гомельский государственный университет им. П. О. Сухого Белорусский государственный медицинский университет Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина

Московская 17, Минск, 220007, Республика Беларусь

e-mail: post@pac.by

Телефон: (+375 17) 229-51-11
Факс: (+375 17) 222-82-64

© 2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь