Повышение квалификации
Повышение квалификации
Главная Авторитетное мнение 2010 год Конституционность как важнейшее условие качества нормативных актов

Конституционность как важнейшее условие качества нормативных актов

Конституционность как важнейшее условие качества нормативных актов

Г.А. ВАСИЛЕВИЧ,
Генеральный прокурор Республики Беларусь
доктор юридических наук профессор заслуженный юрист Республики Беларусь

Конституционность как важнейшее условие качества нормативных актов

Анализируется качество нормативных правовых актов с позиции их конституционности, причем уделяется внимание обеспечению не только формального верховенства Конституции, но и ее духа и буквы. Вносятся предложения по устранению пробелов и иных дефектов в актах законодательства.

Общепризнанным является факт, что «не существует государства без конкретной конституции. Государство как таковое, взятое независимо от своей конституции, – не более чем идеальная конструкция, искусственное создание мысли, абстракция из области общей теории государства». Как справедливо отмечают немецкие исследователи, Основной закон ориентирован на государственную действительность, он формирует государство, но, в свою очередь, государство создает конституцию. Таким образом, государство определяет содержание и границы действия конституции. Государство служит конституции, является ее гарантом.

Конституция как продукт государства отражает уровень развития всего общества, характер сложившихся на момент ее принятия и действия властных отношений. Оценка реального содержания конституции позволяет сделать вывод о том, является ли этот документ современным взглядом на развитие человеческого сообщества, его приоритеты, ценности. В этом смысле выделяют «хорошие» и «плохие» конституции.

Конституция государства служит прогрессу общества, людям, если в ней отражен оптимальный баланс интересов государства и личности, если они равноправные и равноответственные субъекты. Такая конституция отражает общепризнанные принципы международного права. Она содействует свободе личности, учитывающей свободу других людей; закрепляет политический плюрализм, разделение и взаимодействие властей как гарантию против диктата и хаоса.

Однако мало зафиксировать хорошие правила в тексте конституции. Еще сложнее обеспечить реальное действие конституционной теории, ее безукоризненное исполнение, как в сфере нормотворчества, так и правоприменения.

Расхождение между конституционными нормами и действительностью может быть обусловлено рядом причин. Например, низкой правовой культурой, недостаточным уровнем нормотворчества, духом нигилизма. С другой стороны, сама конституция может содержать нормы, оторванные от реальности.

Совпадение конституционной реальности и конституционных норм – важнейшее условие и проявление единства государства, граждан. Когда же в обществе вызревают новые идеи, направленные на корректировку конституционных устоев, стандартов, можно делать вывод об отсутствии консенсуса, об утрате у определенной части населения уважения к конституционным нормам. Когда сторонников перемен становится много, отсутствует базовый консенсус, тогда и происходит замена старой конституции на новую.

Конституционность общественных отношений, т. е. тех из них, что урегулированы правовыми нормами, на вершине которых находится конституция, означает совпадение реального и должного (предписанного конституцией). Конституционность предполагает конституционализацию отраслевого законодательства и правоприменительной практики, т.е. «перевод» конституционных принципов и норм в практическую плоскость отраслевого регулирования, с адекватным отражением духа и буквы конституции. Помогать этому может толкование конституционного текста как официального, аутентичного, даваемого парламентом, так и казуального, имеющего место при разрешении спора в конституционном суде.

В связи с развитием конституционного правосудия в современной литературе наряду с понятиями «конституционность», «законность» стали использовать понятие «конституционная законность». Полагаем, что это вполне уместно. Хотя «конституционность» и «конституционная законность», на наш взгляд, понятия, совпадающие по своей сути.

Понятие «законность» можно рассматривать, в отличие от понятия «конституционность», в широком и узком смыслах слова. (Конституционность и есть подчинение всей правовой системы конституции, составляющей ее ядро и предопределяющей развитие этой системы.) Законность в широком смысле охватывает всю совокупность отношений, регулируемых как непосредственно конституцией, так и подконституционными актами, которые, в свою очередь, должны соответствовать Основному закону. В этой связи законность предполагает конституционность. Однако более устоявшимся является взгляд, характерный для советского периода, когда законность воспринималась в узком смысле слова, как верховенство акта парламента, его доминирование в системе властно-правовых отношений. При такой интерпретации законности редко вспоминали о конституции (видимо в силу декларативности ее норм, невысокого авторитета у граждан, права которых в значительно большей степени обеспечивались актами правительства или даже ведомственными актами). Кроме того, сказывалось и непризнание концепции разделения власти, в противном случае органы, олицетворяющие различные ветви власти, обладая собственными полномочиями, могли издавать нормативные акты, не обязательно находящиеся в субординационной зависимости.

Как замечает Ю. А. Тихомиров, законность является элементом иерархии источников права, позволяющим оценивать акты на соответствие закону, включая и процедуру подготовки, принятия и вступления в силу. В связи с этим законность – «часть» конституционности, которая охватывает принципы и нормы Основного закона.

С обретением независимости в республиках бывшего СССР активно развивается нормотворческий процесс. Так, в Республике Беларусь ежегодно принимается большое количество нормативных правовых актов. Общее количество нормативных правовых актов в постсоветских государствах составляет десятки тысяч. Подобное обилие актов законодательства, несмотря на их позитивность, перегружает правовую систему, поэтому в ней нередко происходят «сбои». Было бы полезно изменить практику нормотворчества: идти не путем увеличения нормативного массива в связи с перечислением прав и свобод, а путем установления запретов и обязанностей для граждан: все остальное должно признаваться допустимым. Такой подход представляется наиболее подходящим для сфер, касающихся реализации личных прав и свобод.

Идеалом является сбалансированная система законодательства, в которой ясно закреплены права и обязанности граждан и юридических лиц, четко определены соотношение и юридическая сила актов одного и различных уровней, а также актов, принимаемых одними и теми же органами, с учетом времени их принятия, круга лиц, на которых они распространяют свое действие; имеется единый понятийный аппарат.

Пробелы, противоречия, неопределенность, неясность положений актов законодательства, отставание писаного права от потребностей общественного развития, придание актам, устанавливавшим дополнительные обязанности (обременения), обратной силы и другие дефекты законодательства оказывают негативное влияние на регулируемые общественные отношения. Следует отметить, что именно в силу своей дефектности право имеет и негативный «заряд». Отрицательное влияние права может проявиться в росте количества несчастных случаев на производстве, дорожно-транспортных происшествий, заболеваний населения и т.п.

Дефекты в законодательстве могут существенно влиять на решение вопроса о привлечении к ответственности, когда имеются различные оценки правовой нормы правоприменителем (гражданином, субъектом хозяйствования и правоохранительными органами).

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об огромной важности своевременного устранения пробелов и дефектов в законодательстве, в целом их недопущения.

Полный текст статьи доступен в источнике:
научно-практический журнал «Проблемы управления» № 1 (34) 2010 года.

© 2010-2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Разработка БЕЛТА

ГУО БелМАПО Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет КИИ МЧС РБ Гомельский государственный университет им. П. О. Сухого Белорусский государственный медицинский университет Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина

Московская 17, Минск, 220007, Республика Беларусь

e-mail: post@pac.by

Телефон: (+375 17) 229-51-11
Факс: (+375 17) 222-82-64

© 2016 Академия управления при Президенте Республики Беларусь